Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


adolescents

Социокультурные практики как средство самоактуализации обучающихся учреждения дополнительного образования

Актуальность работы определяется недостаточной изученностью влияния социокультурных практик на самоактуализациювоспитанников учреждений дополнительного образования. Цель: изучнение влияния социокультурных практик на самоактуализацию обучающихся в учреждении дополнительного образования. Гипотеза: участие обучающихся в социокультурных практиках будет способствовать ихсамоактуализации. Выборка исследования образована подростками 12–18 лет. Экспериментальная выборка (n = 109) представлена обучающимися в ДЮЦ № 3, контрольная (n = 98) – СОШ № 27, ЦДТ № 4, ЦРТДИЮ им. А.

Особенности ролевой идентичности подростков в зависимости от социометрического статуса

Цифровизация социализации личности, ее активное включение в различные социальные сети дают возможность реализации большого количества ролей без их эффективной интеграции в ролевую структуру личности. Вместе с тем средства массовой информации часто изображают ролевые модели как важные в достижении успешного включения подростков в социальную среду. Однако за последние 10 лет количество научных работ, связанных с изучением ролевых моделей, значительно уменьшилось. Приведены доводы в пользу возрождения концептуализации ролевой модели.

Семья как фактор успешной адаптации подростка в условиях инклюзивного образования

Изложены результаты исследования жизненных сценариев и адаптационных возможностей подростков, обучающихся в инклюзивном образовательном учреждении; показаны факторы, способствующие успешной адаптации подростка. Представлены результаты исследования, выполненного на репрезентативной выборке учащихся (г. Ульяновск; N = 98, возраст 12–17 лет) с применением диагностического инструментария: «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда; методика «Сочинение» М. Р. Битяновой, Т. В. Азаровой, адаптированная автором.

Поведение подростков в цифровой образовательной среде: к определению понятий и постановке проблемы

Актуальность изучения проблемы поведения подростков в цифровой образовательной среде обусловлена ускорившимися процессами цифровизации образования, участвующими в формировании нового вида поведения - цифрового, под которым понимается система действий, связанных с использованием цифровой среды. Цель работы - на основе анализа и обобщения отечественных и зарубежных источников рассмотреть современное состояние данной проблемы и наметить перспективы ее дальнейшего изучения.

Самоосуществление и удовлетворенность жизнью подростка: психолого-педагогический аспект

Современная образовательная практика не имеет ясных научных представлений об особенностях самоосуществления подростков в связи с их удовлетворенностью жизнью. Проведенный анализ понятия «самоосуществление» в современном психологическом дискурсе обнаружил три наиболее представленных в литературе способа самоосуществления: самовыражение, самореализация и самотрансценденция. Показано, что способы самоосуществления могут соотноситься с различными векторами его направленности.

Сравнительная характеристика способностей самоуправления и саморегуляции поведения подростков с различным уровнем автономии

Представлены результаты исследования сформированности способности самоуправления и саморегуляции поведения у подростков с различным уровнем автономии (N = 117; 13–15 лет), выполненного с применением психодиагностического инструментария: «Опросник автономности-зависимости» (Г. С. Пры гина), методика «Стилевая саморегуляция поведения человека» (В. И. Моросановой) и «Способность самоуправления» (Н. М. Пейсахова). Цель исследования – выявление различий в способности самоуправления и саморегуляции поведения подростков, отличающихся разным уровнем автономии.