Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Голованова Н. Ф., Дерманова И. Б. Самоосуществление и удовлетворенность жизнью подростка: психолого-педагогический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 3. С. 278-286. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-3-278-286

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 84)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Самоосуществление и удовлетворенность жизнью подростка: психолого-педагогический аспект

Авторы: 
Голованова Надежда Филипповна, Санкт-Петербургский государственный университет
Дерманова Ирина Борисовна, Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация: 

Современная образовательная практика не имеет ясных научных представлений об особенностях самоосуществления подростков в связи с их удовлетворенностью жизнью. Проведенный анализ понятия «самоосуществление» в современном психологическом дискурсе обнаружил три наиболее представленных в литературе способа самоосуществления: самовыражение, самореализация и самотрансценденция. Показано, что способы самоосуществления могут соотноситься с различными векторами его направленности. В крайних вариантах это «эгоцентрический» вектор самоосуществления и вектор «самоотверженного служения». Целью исследования было выявить соотношение различных способов самоосуществления и вектора его направленности с показателями удовлетворенности жизнью. В качестве гипотезы рассматривалось предположение, что у подростков представлены все три способа самоосуществления, которые находятся в тесной и положительной связи с характеристиками удовлетворенности и психологического благополучия в целом, а предпочтения в выборе характеристик самоосуществления в сочетании с показателями удовлетворенности жизнью формируют специфические симптомокомплексы, характеризующие разные пути его становления в подростковом возрасте. По результатам исследования обнаружено, что у подростков присутствуют все три способа самоосуществления, но наибольшее значение они придают самореализации, которая занимает центральную позицию в структуре показателей удовлетворенности. Выявлены специфические симптомокомплексы исследуемых показателей. Показано, что около 50% объясненной дисперсии представляют факторы с выраженными характеристиками самоосуществления, но только один из них (с весом около 25%) может быть охарактеризован как конструктивный и социально ориентированный вариант самоосуществления. Остальные факторы (с общим весом около 25%) описывают разные варианты ухода от него или несформированность внутренней потребности самоосуществления. Педагогическая поддержка самоосуществления современных подростков должна строиться с учетом ценностно-смыслового конструкта национального воспитания, обеспечивать со-бытийную детско-взрослую общность.

Список источников: 

1. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.,1992. 415 с.

2. Логинова И. О. Психология жизненного самоосуществления. М., 2009. 279 с.

3. Карпинский К. В. Психология жизненного пути личности : учеб. пособие. Гродно, 2002. 167 с.

4. Щукина М. А. Психология саморазвития личности. СПб., 2015. 348 с.

5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.

6. Олпорт Г. Становление личности. М., 2002. 462 с.

7. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997. 304 с.

8. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Личность : внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб., 1996. 175 с.

9. Леонтьев Д. А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/ samoaktualizaciya-kak-dvizhuschaya-sila-lichnostnogorazvitiya-dvoe-zn--istoriko-kriticheskiy-analiz-d.a.- leontev (дата обращения 26.01.2018).

10. Франкл В. Человек в поисках смысла М., 1990, 368 с.

11. Котляков В. Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов // Вестн. Кемер. гос. ун-та. 2013. Т. 1, № 2 (54). С. 148–153.

12. Голованова Н. Ф., Дерманова И. Б., Ануфриюк К. Ю. Теоретическое определение и опыт исследования самоосуществления подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2016. Вып. 52. Ч. 7. С. 547–555.

13. Тест «Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека. URL: http://psycabi. net/testy/506-test-indeks-zhiznennoj-udovletvorennostiizhu-adaptatsiya-n-v-paninoj-oprosnik-obshchegopsikhologicheskogo-sostoyaniya-cheloveka (дата обращения: 27.02.2018).

14. Практикум по возрастной психологии : учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2002. 694 с.

15. Жуковская Л. В., Трошихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психол. журн. 2011. Т. 32, № 2. С. 82–93.

16. Курганский Н. А., Немчин Т. А. Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова. Л., 1990. С. 44–51

Опубликована: 
28.08.2018