Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Особенности ролевой идентичности подростков в зависимости от социометрического статуса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 1. С. 35-45. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-1-35-45

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 360)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6:159.9

Особенности ролевой идентичности подростков в зависимости от социометрического статуса

Авторы: 
Перевозкин Сергей Борисович, Новосибирский государственный педагогический университет
Перевозкина Юлия Михайловна, Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Цифровизация социализации личности, ее активное включение в различные социальные сети дают возможность реализации большого количества ролей без их эффективной интеграции в ролевую структуру личности. Вместе с тем средства массовой информации часто изображают ролевые модели как важные в достижении успешного включения подростков в социальную среду. Однако за последние 10 лет количество научных работ, связанных с изучением ролевых моделей, значительно уменьшилось. Приведены доводы в пользу возрождения концептуализации ролевой модели. Цель: выявление особенностей ролевой идентичности и установление ее взаимосвязи с социальным статусом подростков. Предположительно ролевые модели являются определенными конструкциями, связанными с социальным статусом подростков. В качестве методов исследования применены социометрия Дж. Морено и стимульный материал из проективной методики «Калейдоскоп» (Ю. Б. Перевозкина, Л. В. Паньшина, О. О. Андроникова, Н. В. Дмитриева). Исследование выполнено на выборке учащихся общеобразовательной школы № # г. Новосибирска в возрасте 14–15 лет, из них 55 мальчиков и 40 девочек (N = 95). Установлено, что различия в ролевой идентичности зависят от социального статуса подростка (ANOVA; p < 0,03). Формулируется вывод о том, что школьники, получающие значительное количество эмоциональных откликов, имеющие статус «звезда» и «предпочитаемые», успешно определяют у своих одноклассников характерные для выбранной роли экспектации. Представленные в исследовании данные о ролевом поведении подростков демонстрируют важность учета ролевого освоения относительно включенности подростка в группу и могут создать основу для повышения эффективности ролевого взаимодействия в подростковых группах. Ключевые слова: роль, идентичность, статус, социометрия, экспектация, подростки

Список источников: 
  1. Парсонс Т. О структуре социального действия. М. : Академический проект, 2002. 880 с.
  2. Mead G. H. The Social Self // Interpersonal and Biological Processes. 1978. Vol. 41, iss. 2. P. 178–182. DOI: 10.1080/00332747.1978.11023971
  3. Морено Я. Л. Социометрия : Экспериментальный метод и наука об обществе / пер. с англ. М. : Академический проект, 2004. 320 с.
  4. Linton R. The Study of Man. New York : Appleton Century Crofts, Inc., 1936. 523 p.
  5. Тернер Дж. Структура социологической теории / пер. с англ. М. : Прогресс, 1985. 447 p.
  6. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д : Феникс, 2002. 544 с.
  7. Merton R. K. Intermarriage and the Social Structure // Interpersonal and Biological Processes. 2016. Vol. 3, iss. 4. P. 361–374. DOI: 10.1080/00332747.1941.11022354
  8. Wolf R. Taking interaction seriously: Asymmetrical roles and the behavioral foundations of status // European Journal of International Relations. 2019. Vol. 25, iss. 4. P. 1186‒1211. DOI: 10.1177/1354066119837338
  9. Turner R. H. Role-Taking, Role Standpoint, and ReferenceGroup Behavior // American Journal of Sociology. 1956. Vol. 61, no. 4. P. 316‒328.
  10. Jackson J. Contemporary criticisms of role theory // Journal of Occupational Science. 1998. Vol. 5, iss. 2. P. 49‒55. DOI: 10.1080/14427591.1998.9686433
  11. Карпов А. В., Перевозкина Ю. М. Структурно-темпоральная системность ролевой социализации // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 5‒17. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.31.3.01
  12. Перевозкина Ю. М. Субстанционально-темпоральная системность ролевой социализации личности. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2019. 306 с. 
  13. Кон И. С. Психология старшеклассника. М. : Просвещение, 2007. 192 с.
  14. Maden-Eyiusta C. Role conflict, role ambiguity, and proactive behaviors: doe s flexible role orientation moderate the mediating impact of engagement? // The International Journal of Human Resource Management. 2021. Vol. 32, no. 13. P. 2829‒2855. DOI: 10.1080/09585192.2019.1616590
  15. Перевозкин С. Б., Андронникова О. О., Перевозкина Ю. М. Ролевая структура подростков в межличностном взаимодействии // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 1. С. 23‒44. DOI: 10.15293/2226-3365.1801.02
  16. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Смысл ; Эксмо, 2004. 512 с.
  17. Martínez-Pampliega A., Cormenzana S., Corral S., Iraurgi I., Sanz M. Family structure, interparental confl ict & adolescent symptomatology // Journal of Family Studies. 2021. Vol. 27, iss. 2. P. 231‒246. DOI: 10.1080/13229400.2018.1536609
  18. Zhang J., Zuo X., Yu C., Lian Q., Tu X., Lou C. The Association between Gender Role Attitudes and Alcohol Use among Early Adolescents in Shanghai, China // Substance Use & Misuse. 2021. Vol. 56, iss. 9. P. 1403‒1410. DOI: 10.1080/10826084.2021.1928214
  19. Danioni F., Ranieri S., Villani D. The Role of Personal Values in Gambling: A Preliminary Study with Italian Adolescents // The Journal of Genetic Psychology. 2020. Vol. 181, iss. 6. P. 413‒426. DOI: 10.1080/00221325.2020.1790491
  20. Johnson R. D., Marakas G. M., Palmer J. W. Beliefs about the social roles and capabilities of computing technology: development of the computing technology continuum of perspective // Behaviour & Information Technology. 2008. Vol. 27, iss. 2. P. 169‒181. DOI: 10.1080/01449290600959104
  21. Федосеева И. А., Перевозкина Ю. М., Гупалов М. М. Ролевая структура курсантов с разным уровнем социальной адаптации // Перспективынауки и образования: международный электронный научный журнал. 2019. № 3 (39). С. 356‒372. DOI: 10.32744/pse.2019.3.27
  22. ПеревозкинаЮ. М., ПаньшинаЛ. В., Андроникова О. О., Дмитриева Н. В. Новосибирский гос. пед. ун-т. Способ оценки психосоциального профиля личности. Патент на изобретение RU 2 625 284 С1. МПК А 61 М 21/00. № 2625284; Заявл. 18.02.2016; Опубл. 12.07.2017.
  23. Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б. Основы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях: учеб. пособие: в 2 ч. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. Ч. 2. 242 с.
  24. Voyer A.-P., Tessier R., Nadeau L. Sociometric status and the attribution of intentions in a sample of adolescents with cerebral palsy // Disability and Rehabilitation. 2017. Vol. 39, iss. 5. P. 477‒482. DOI: 10.3109/09638288.2016.1147618
  25. Da Silva Macuch R., Vaz H. M. The Development of Relational Competences in High School Students by Means of Sociometric Methods // The Journal for Specialists in Group Work. 2015. Vol. 40, iss. 2. P. 225‒242. DOI: 10.1080/01933922.2015.1017066 
  26. Silva W. R., Lisboa T., Folle A., Cardoso L. F. Athlete’s role identity: An integrative review of measurement instruments // Revista Brasileira de Medicina do Esporte. 2020. Vol. 26, no. 1. P. 220‒240. DOI: 10.1590/1517-869220202601186411
  27. Ma H. K. The Relation of Gender-Role Classifi cations to the Prosocial and Antisocial Behavior of Chinese Adolescents // The Journal of Genetic Psychology. 2005. Vol. 166, iss. 2. P. 189‒202. DOI: 10.3200/GNTP.166.2.189-202
  28. Claes R., Hiel E., Smets J., Luca M. Socializing Hungarians in Transylvania, Romania: A case of international organizational socialization // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2006. Vol. 15, iss. 3. P. 300–321. DOI:10.1080/13594320500441545
  29. Clark P. W., Martin C. A., Bush A. J. The Effect of Role Model Influence on Adolescents’ Materialism and Marketplace Knowledge // Journal of Marketing Theory and Practice. 2001. Vol. 9, iss. 4. P. 27–36. DOI: 10.1080/10696679.2001.11501901
  30. Карпов А. В., Перевозкина Ю. М., Андронникова О. О. Темпоральная системность ролевой социализации личности // Перспективы науки и образования: международный электронный научный журнал. 2019. № 5 (41). С. 359‒372. DOI: 10.32744/pse.2019.5.25
  31. Карпов А. В. Психология сознания : Метасистемный подход. М. : РАО, 2011. 1020 с.
Поступила в редакцию: 
11.10.2021
Принята к публикации: 
09.12.2021
Опубликована: 
31.03.2022