Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Шустова Л. П., Данилов С. В., Бодина Н. С., Ченакина А. Г. Социокультурные практики как средство самоактуализации обучающихся учреждения дополнительного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 3. С. 260-270. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-3-260-270

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 188)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.03

Социокультурные практики как средство самоактуализации обучающихся учреждения дополнительного образования

Авторы: 
Шустова Любовь Порфирьевна, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Данилов Сергей Вячеславович, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Бодина Наталья Сергеевна, Региональный модельный центр дополнительного образования детей Ульяновской области
Ченакина Анна Германовна, Детско-юношеский центр № 3
Аннотация: 

Актуальность работы определяется недостаточной изученностью влияния социокультурных практик на самоактуализациювоспитанников учреждений дополнительного образования. Цель: изучнение влияния социокультурных практик на самоактуализацию обучающихся в учреждении дополнительного образования. Гипотеза: участие обучающихся в социокультурных практиках будет способствовать ихсамоактуализации. Выборка исследования образована подростками 12–18 лет. Экспериментальная выборка (n = 109) представлена обучающимися в ДЮЦ № 3, контрольная (n = 98) – СОШ № 27, ЦДТ № 4, ЦРТДИЮ им. А. Матросова г. Ульяновска. Для изучения самоактуализации применялись: опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан), опросник личностной ориентации (Э. Шостром, в адаптации А. Джоунс и Р. Крэндалл). Установлено, что использование социокультурных практик в учреждении дополнительного образования вызывает заметное повышение мотивации к успеху и снижение мотивации к избеганию неудач у подростков, увеличение количества воспитанников с высоким уровнем самоактуализации. При этом в контрольной группе также наблюдался рост данных показателей, но менее значительный. Это проявляется в увеличении количества победителей и призеров конкурсов, выставок, олимпиад среди детей, на протяжении длительного времени активно участвующих в социокультурных практиках. Сделан вывод о положительном влиянии социокультурных практик на мотивацию и самоактуализацию подростков. Данный опыт может быть рекомендован для применения как в школах, так и в учреждениях дополнительного образования.

Список источников: 
  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 2021. URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 30.05.2022).
  2. Николина В. В., Фефелова О. Е. Социокультурная практика в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=24915 (дата обращения: 30.05.2022).
  3. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. 2010. № 4. С. 4‒18.
  4. Крылова Н. Б. Культурология образования. М. : Народное образование, 2000. 272 с.
  5. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург : Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. 264 с.
  6. Тегетаева Ж. Р. Организационно-педагогическая поддержка включения обучающихся педагогического вуза в разнообразные социокультурные практики // Повышение качества подготовки педагогических кадров: Проблемы. Инновационные технологии. Опыт: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Ж. Х. Баскаевой. Владикавказ : Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, 2019. С. 150‒156.
  7. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 544 с.
  8. Крылова Н. Б. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус // Новые ценности образования. 2013. Вып. 7. C. 68‒75.
  9. Флоренкова В. А. Модель интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования в культурно-образовательном пространстве школы // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2017. № 2 (6). С. 24‒28.
  10. Астафьева О. Н. О типологии социокультурных практик в постнеклассической науке // Постнеклассические практики: определение предметных областей: материалы междунар. междисц. семинара. М. : МАКС Пресс, 2008. С. 20‒29.
  11. Лазебная Е. Особенности внедрения культурных практик в систему работы дошкольных образовательных организаций. URL: https://www.maam.ru/ detskijsad/osobenosti-vnedrenija-kulturnyh-praktik-vsistemu-raboty-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizacii.html (дата обращения: 30.05.2022).
  12. Литвинова Е. А. Культурные практики в дошкольном образовании. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/ vospitatelnaya-rabota/2015/11/16/kulturnye-praktikiv-doshkolnom-obrazovanii-doklad (дата обращения: 30.05.2022).
  13. Коваленко Л. А. Культурные практики в дошкольном образовании. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/ raznoe/2019/02/13/kulturnye-praktiki-v-doshkolnomobrazovanii (дата обращения: 30.05.2022).
  14. Киндерова О. И. Культурные образовательные практики – эффективное средство развития интересов и познавательных действий дошкольников // Молодой ученый. 2017. № 8 (142). С. 337‒340.
  15. Коржова Е. Г. Формирование представлений о творчестве композиторов-классиков у старших дошкольников в культурных практиках (на примере музыкальной гостиной). Белгород : БелГУ, 2016. 138 с.
  16. Шехтман И. В. Социокультурные практики в современном образовательном процессе ДОУ. URL: https://infourok.ru/sociokulturnie-praktiki-vsovremennom-obrazovatelnom-.... html (дата обращения: 30.05.2022).
  17. Создание условий для реализации социокультурных практик в образовательной деятельности / под общ. ред. С. О. Шуваловой, О. Ю. Семеновой. Рыбинск, МУ ДПО «Информационно-образовательный Центр», 2019. 138 с.
  18. Иванов М. В. Модель организации социокультурных практик молодежных приключений (на примере студенческого бала) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 4 (40). С. 367‒372. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021- 10-4-367-372  
  19. Иванов М. В., Александрова Е. А. Возможности влияния социокультурных практик молодёжных приключений на развитие образовательной среды // Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Ю. Ю. Андреевой и И. Э. Рахимбаевой. Саратов : Саратовский источник, 2021. С. 282‒289.
  20. Еваева А. Э. Театральные проекты как социокультурная практика педагогики творчества: содержание и формы // Вестник современных исследований. 2019. № 1.6 (28). С. 120-123. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=36945301 (дата обращения: 30.05.2022).
  21. Александрова Е. А. Социокультурные возможности образовательного пространства и детско-взрослых сообществ в контексте формирования у ребенка духовно-нравственной культуры // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 52‒59. https://doi.org/ 10.15382/ sturIV201435.52-59
  22. Александрова Е. А. Формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 2. С. 41‒44.
  23. Шустова Л. П., Гриценко В. В. Модель использования социокультурных практик как средства самоактуализации обучающихся в организации дополнительного образования // Нижегородское образование. 2020. № 3. С. 42‒48.
  24. Социокультурные практики в учреждении дополнительного образования детей / под общ. ред. Л. П. Шустовой. Ульяновск : Simjet, 2021. 180 с.
  25. Гриценко В. В., Шустова Л. П., Никитина О. Г. Воспитание личности в условиях дополнительного образования на основе поликультурного подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4. С. 351‒360. https://doi. org/10.18500/2304-9790-2015-4-4-351-360
  26. Голубева О. В., Лебедева Т. Е., Толстенева А. А. Социокультурная практика: опыт апробации и направления развития сетевого взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 416. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21626 (дата обращения: 30.05.2022).
  27. Иванова И. В. Роль дополнительного образования в саморазвитии подростков // Вестник Калужского университета. 2018. № 3. С. 97‒101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36565726 (дата обращения: 30.05.2022). НЕТ doi
  28. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб. : Питер, 2000. 304 с.
  29. Гозман Л. А., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М. : Роспедагенство, 1995. 56 с.
  30. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М. : Изд-во МГУ. 1982. С. 108‒117. 
Поступила в редакцию: 
23.04.2022
Принята к публикации: 
13.06.2022
Опубликована: 
30.09.2022