Для цитирования:
Шустова Л. П., Данилов С. В., Бодина Н. С., Ченакина А. Г. Социокультурные практики как средство самоактуализации обучающихся учреждения дополнительного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 3. С. 260-270. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-3-260-270
Социокультурные практики как средство самоактуализации обучающихся учреждения дополнительного образования
Актуальность работы определяется недостаточной изученностью влияния социокультурных практик на самоактуализациювоспитанников учреждений дополнительного образования. Цель: изучнение влияния социокультурных практик на самоактуализацию обучающихся в учреждении дополнительного образования. Гипотеза: участие обучающихся в социокультурных практиках будет способствовать ихсамоактуализации. Выборка исследования образована подростками 12–18 лет. Экспериментальная выборка (n = 109) представлена обучающимися в ДЮЦ № 3, контрольная (n = 98) – СОШ № 27, ЦДТ № 4, ЦРТДИЮ им. А. Матросова г. Ульяновска. Для изучения самоактуализации применялись: опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан), опросник личностной ориентации (Э. Шостром, в адаптации А. Джоунс и Р. Крэндалл). Установлено, что использование социокультурных практик в учреждении дополнительного образования вызывает заметное повышение мотивации к успеху и снижение мотивации к избеганию неудач у подростков, увеличение количества воспитанников с высоким уровнем самоактуализации. При этом в контрольной группе также наблюдался рост данных показателей, но менее значительный. Это проявляется в увеличении количества победителей и призеров конкурсов, выставок, олимпиад среди детей, на протяжении длительного времени активно участвующих в социокультурных практиках. Сделан вывод о положительном влиянии социокультурных практик на мотивацию и самоактуализацию подростков. Данный опыт может быть рекомендован для применения как в школах, так и в учреждениях дополнительного образования.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 2021. URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 30.05.2022).
- Николина В. В., Фефелова О. Е. Социокультурная практика в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=24915 (дата обращения: 30.05.2022).
- Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. 2010. № 4. С. 4‒18.
- Крылова Н. Б. Культурология образования. М. : Народное образование, 2000. 272 с.
- Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург : Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. 264 с.
- Тегетаева Ж. Р. Организационно-педагогическая поддержка включения обучающихся педагогического вуза в разнообразные социокультурные практики // Повышение качества подготовки педагогических кадров: Проблемы. Инновационные технологии. Опыт: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Ж. Х. Баскаевой. Владикавказ : Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, 2019. С. 150‒156.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 544 с.
- Крылова Н. Б. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус // Новые ценности образования. 2013. Вып. 7. C. 68‒75.
- Флоренкова В. А. Модель интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования в культурно-образовательном пространстве школы // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2017. № 2 (6). С. 24‒28.
- Астафьева О. Н. О типологии социокультурных практик в постнеклассической науке // Постнеклассические практики: определение предметных областей: материалы междунар. междисц. семинара. М. : МАКС Пресс, 2008. С. 20‒29.
- Лазебная Е. Особенности внедрения культурных практик в систему работы дошкольных образовательных организаций. URL: https://www.maam.ru/ detskijsad/osobenosti-vnedrenija-kulturnyh-praktik-vsistemu-raboty-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizacii.html (дата обращения: 30.05.2022).
- Литвинова Е. А. Культурные практики в дошкольном образовании. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/ vospitatelnaya-rabota/2015/11/16/kulturnye-praktikiv-doshkolnom-obrazovanii-doklad (дата обращения: 30.05.2022).
- Коваленко Л. А. Культурные практики в дошкольном образовании. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/ raznoe/2019/02/13/kulturnye-praktiki-v-doshkolnomobrazovanii (дата обращения: 30.05.2022).
- Киндерова О. И. Культурные образовательные практики – эффективное средство развития интересов и познавательных действий дошкольников // Молодой ученый. 2017. № 8 (142). С. 337‒340.
- Коржова Е. Г. Формирование представлений о творчестве композиторов-классиков у старших дошкольников в культурных практиках (на примере музыкальной гостиной). Белгород : БелГУ, 2016. 138 с.
- Шехтман И. В. Социокультурные практики в современном образовательном процессе ДОУ. URL: https://infourok.ru/sociokulturnie-praktiki-vsovremennom-obrazovatelnom-.... html (дата обращения: 30.05.2022).
- Создание условий для реализации социокультурных практик в образовательной деятельности / под общ. ред. С. О. Шуваловой, О. Ю. Семеновой. Рыбинск, МУ ДПО «Информационно-образовательный Центр», 2019. 138 с.
- Иванов М. В. Модель организации социокультурных практик молодежных приключений (на примере студенческого бала) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 4 (40). С. 367‒372. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021- 10-4-367-372
- Иванов М. В., Александрова Е. А. Возможности влияния социокультурных практик молодёжных приключений на развитие образовательной среды // Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Ю. Ю. Андреевой и И. Э. Рахимбаевой. Саратов : Саратовский источник, 2021. С. 282‒289.
- Еваева А. Э. Театральные проекты как социокультурная практика педагогики творчества: содержание и формы // Вестник современных исследований. 2019. № 1.6 (28). С. 120-123. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=36945301 (дата обращения: 30.05.2022).
- Александрова Е. А. Социокультурные возможности образовательного пространства и детско-взрослых сообществ в контексте формирования у ребенка духовно-нравственной культуры // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 52‒59. https://doi.org/ 10.15382/ sturIV201435.52-59
- Александрова Е. А. Формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 2. С. 41‒44.
- Шустова Л. П., Гриценко В. В. Модель использования социокультурных практик как средства самоактуализации обучающихся в организации дополнительного образования // Нижегородское образование. 2020. № 3. С. 42‒48.
- Социокультурные практики в учреждении дополнительного образования детей / под общ. ред. Л. П. Шустовой. Ульяновск : Simjet, 2021. 180 с.
- Гриценко В. В., Шустова Л. П., Никитина О. Г. Воспитание личности в условиях дополнительного образования на основе поликультурного подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4. С. 351‒360. https://doi. org/10.18500/2304-9790-2015-4-4-351-360
- Голубева О. В., Лебедева Т. Е., Толстенева А. А. Социокультурная практика: опыт апробации и направления развития сетевого взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 416. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21626 (дата обращения: 30.05.2022).
- Иванова И. В. Роль дополнительного образования в саморазвитии подростков // Вестник Калужского университета. 2018. № 3. С. 97‒101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36565726 (дата обращения: 30.05.2022). НЕТ doi
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб. : Питер, 2000. 304 с.
- Гозман Л. А., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М. : Роспедагенство, 1995. 56 с.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М. : Изд-во МГУ. 1982. С. 108‒117.