Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Бурыкина М. Ю., Доронцова О. А. Сравнительная характеристика способностей самоуправления и саморегуляции поведения подростков с различным уровнем автономии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 3. С. 239-243. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-3-239-243

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 91)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Сравнительная характеристика способностей самоуправления и саморегуляции поведения подростков с различным уровнем автономии

Авторы: 
Бурыкина Марина Юрьевна, Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского
Доронцова Ольга Александровна, Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского
Аннотация: 

Представлены результаты исследования сформированности способности самоуправления и саморегуляции поведения у подростков с различным уровнем автономии (N = 117; 13–15 лет), выполненного с применением психодиагностического инструментария: «Опросник автономности-зависимости» (Г. С. Пры гина), методика «Стилевая саморегуляция поведения человека» (В. И. Моросановой) и «Способность самоуправления» (Н. М. Пейсахова). Цель исследования – выявление различий в способности самоуправления и саморегуляции поведения подростков, отличающихся разным уровнем автономии. Предположительно, автономия подростков детерминируется способностями самоуправления и саморегуляции поведения, выступающих психологическими составляющими, что позволяет осуществлять ее формирование посредством данных характеристик. Установлено, что подростки, обладающие более высоким уровнем автономии, имеют более высокий уровень развития способностей анализа ситуации, прогнозирования, целеполагания, планирования, моделирова- ния, программирования, продумывания критериев для оценки качества намеченного плана, принятия решений, самоконтроля, коррекции и гибкости, и как следствие обладают более совершенными способностями самоуправления и регуляции своего поведения, по сравнению с подростками с более низким уровнем автономии. Полученные данные позволяют рассматривать способности самоуправления и саморегуляции поведения в качестве детерминант формирования автономии подростков.

Список источников: 

1. Шапиро Д. Автономия и ригидная личность. М., 2009. 160 с.

2. Леонтьев Д. А. От симбиоза и адаптации к автономии и трансценденции // Личность в современном мире : от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / под ред. Е. И. Яцуты. Кемерово, 2002. С. 3–34.

3. Леонтьев Д. А. Психология смысла : природа, стро- ение и динамика смысловой реальности. М., 2007. 511 с.

4. Калитеевская Е. Р., Леонтьев Д. А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопр. психологии. 2006. № 3. С. 49–55.

5. Прыгин Г. С. Психология самостоятельности. Набережные Челны, 2009. 408 с.

6. Леонтьев Д. А. Личностный потенциал как объект изучения // Личностный потенциал : структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2011. С. 6–12.

7. Моросанова В. И., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопр. психологии. 2000. № 2. С. 118–127.

8. Основы психологии : практикум / ред.-сост. Л. Д. Сто- ляренко. 7-е изд. Ростов н/Д, 2006. 704 с. 

Опубликована: 
28.08.2017