Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


adolescence

Современные направления исследований субъектности подростков

Актуальность исследования обусловлена стремительным ростом числа исследований, посвященных субъектности подростков, требующих анализа. Субъектность подростков все чаще рассматривается не просто как естественный феномен развития, но как желаемый образовательный и воспитательный результат, находящийся в фокусе внимания психологов и педагогов, что указывает на необходимость более четкого понимания процесса ее развития.

Взросление в подростковом периоде онтогенеза: теоретико-методологические основы исследования

Изложено теоретическое обоснование эмпирического исследования взросления подростка. Актуализирована проблема взросления личности на дистанции перехода от Детства к зрелости в процессе онтогенеза, где освоение взросления, зрелости и понимания задач самореализации и самовыражения на дальнейшем жизненном пути включается в систему детерминант целостного развития. Анализируются представления о личностном развитии и взрослении подростка в рамках современного Детства.

Анализ эффективности методических рекомендаций по формированию у подростков практических умений и навы ков

Уроки формирования практических умений и навыков являются значимыми в образовательном процессе. Лабораторное занятие как основной тип урока по формированию практических умений и навыков имеет ряд трудностей в организации эффективной работы школьников подросткового возраста. Целью исследования стала экспериментальная проверка результативности разработанных методических рекомендаций по формированию у подростков практических умений и навыков с учетом возрастных и полоролевых особенностей.

Образ подростка в психологии: специфика возраста или исследований?

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью решения задач изучения поколения Z и отсутствием в психологической литературе целостного непротиворечивого образа подросткового возраста. Выдвинута гипотеза, согласно которой причины неоднозначного понимания подросткового возраста имеют методологический характер. Соответственно, целью исследования, представленного в статье, являлось выявление причин противоречий в описании особенностей подросткового возраста.

Структура субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью в подростковом возрасте

Изучены аффективный и когнитивно-эмоциональный компоненты удовлетворенности жизнью, уровень удовлетворения жизненных потребностей и активность подростков. Выборка: 146 подростков в возрасте 14–17 лет (подростки-сироты, подростки, временно проживающие в отрыве от семьи в связи с учебой в другом городе, подростки, проживающие в нуклеарной и расширенной семьях). Методы: шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер), анкета удовлетворенности разными жизненными сферами, шкала удовлетворенности жизненных потребностей О. С.