Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Преображенская Е. В., Черняева Т. И. Успешность социально-психологической адаптации учащихся в зависимости от образовательных сред // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 4. С. 371-375. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-371-375

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 77)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9 : 316.6

Успешность социально-психологической адаптации учащихся в зависимости от образовательных сред

Авторы: 
Преображенская Елена Владимировна, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина РАНХиГС
Черняева Татьяна Ивановна, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина РАНХиГС
Аннотация: 

Изложены данные теоретического анализа проблемы соци ально-психологической адаптации учащихся в условиях моно- (общеобразовательного учреждения) и поли- (учреждений дополнительного образования) образовательной среды. Особое внимание уделено проблеме успешности социально-психологической адаптации подростков в зависимости от их включенности в образовательную среду учреждения дополнительного образования. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке 80 человек – школьников 8-х классов в возрасте 14–15 лет учреждений общего образования и подростков тех же общеобразовательных учреждений, являющихся учащимися одновременно и учреждения дополнительного образования, с применением диагностического инструментария: шкалы социально-психологической адаптации (К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации А. К. Осницкого), методики для изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожкова). Установлено, что общий уровень социализированности, адаптированности личности повышается в зависимости от «включенности» подростков в образовательную среду учреждений дополнительного образования, снижающей риски дезадаптации учащихся и позитивно влияющей на успешность их социально-психологической адаптации. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке и реализации модели интеграции основного и дополнительного образования.

Список источников: 

1 Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2011. 192 с.

2 Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогиче- ская психология. СПб., 2008. 574 с.

3 Шамионов Р. М. Психология социального поведения личности. Саратов, 2009. 186 с.

4 Якиманская И. С. Мониторинг качества образования и механизмы социального партнерства как условия со- циальной адаптации воспитанников в дополнительном образовании // Адаптация личности в современном мире : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. В. Григорьевой. Саратов, 2012. С. 143–156.

5 Григорьева М. В. Психологическая структура и динами- ка взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации : автореф. дис. … д-ра психол. наук. Саратов, 2009. 51 с.

6 Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000. 128 с.

7 Слободчиков В. И. Образовательная среда : от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.

8 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) . Ст. 75. Дополнительное образование детей и взрослых. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.04.2016).

9 Обухов Д. А. Социально-педагогическая адаптация подростков в учреждениях дополнительного образования : дис. … канд. пед. наук. Курган, 2011. 208 с.

10 Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 4. С. 43–56.

11 Рожков М. И. Методика изучения социализированности личности. URL: http://nsportal.ru (дата обращения: 27.04.2016).

Опубликована: 
12.12.2016