Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


социально-психологическая адаптация

Представления о прошлом, настоящем и будущем в системе социально-психологической адаптации личности

Изложены  данные  теоретико-эмпирического  анализа  взаимосвязи  временнóй  перспективы  и  уровня  социально-психологической  адаптированности  личности.  Представлены  результаты эмпирического  исследования,  выполненного  в  сравнительном аспекте временных представлений трех категорий старшеклассников (n = 110): учащихся средней общеобразовательной школы, гимназии  и  специальной  коррекционной  школы  восьмого  вида г.  Саратова.  Приведена  развернутая  характеристика  чет

Особенности социально-психологической адаптации и стрессоустойчивости личности старшеклассников в условиях меняющегося общества

Приведены данные сравнительного анализа характеристик социально-психологической адаптации и стрессоустойчивости личности учащихся старших классов общеобразовательных школ в 2011, 2013 и 2015 гг. Описаны основные современные подходы к пониманию социально-психологической адаптации личности и явлений с ней связанных. Применение методики «Опросник с социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р.

Изучение социально-психологической адаптации соотечественников, переселяющихся из ближнего зарубежья в Россию: научно-методический аспект

Обоснована актуальность исследования адаптации соотечественников, переселяющихся из ближнего зарубежья в Россию, рассмотрены методические аспекты изучения социально-психологических и индивидуально-личностных факторов, влияющих на успешность адаптации мигрантов-соотечественников. Предполагается, что наряду с универсальностью ожидаемых проблем социально-психологическая адаптация мигрантов-соотечественников будет иметь свою специфику, обусловленную психологическими особенностями и условиями переселения данной категории мигрантов в Россию.

Жизнестойкость студентов с ограниченными возможностями здоровья как фактор успешной социально-психологической адаптации к среде высшего образовательного учреждения

Представлены результаты наблюдения за поведением  с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в вузе, сформулированы стратегии их поведения в рамках стрессогенной ситуации сдачи сессии. Освещены психодиагностической методики «Тест жизнестойкости» С.  направленной на изучение личностной жизнестойкости. Изучены компоненты жизнестойкости студентов с ограниченными ностями здоровья.

Личностный потенциал и социально-психологическая адаптированность как ресурс психологической готовности к риску

Содержательно проанализированы понятия личностного потенциала и социально-психологической адаптации в соотнесении с психологической готовностью личности к риску в юношеском возрасте. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке студентов, обучающихся в вузах г. Саратова – государственном университете им. Н. Г. Чернышевского и государственном медицинском университете им. В. И. Разумовского (N = 77; возраст 19–22 лет). Использовались методики: «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25, Т. В.

Роль эмпатии в процессе социально- психологической адаптации студентов к условиям обучения в вузе

Представлены результаты эмпирического исследования эмоционально-нравственных факторов социально-психологической адаптации студентов к образовательной среде вуза. Цель исследования, используя метод корреляционного анализа, определить значимые взаимосвязи показателей социально-психологической адаптации и эмпатии по отношению к представителям разных возрастных и социальных групп у студентов первого курса. Применение психодиагностического  инструментария (шкала социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации Т. В.

Стратегии адаптивного поведения студенческой молодежи и их характеристика

Представлены особенности понимания и использования лжи в адаптивном поведении современной студенческой молодежи. Раскрыто содержание основных теоретических подходов к исследованию стратегий адаптивного поведения. Представлены результаты эмпирического исследования  стратегий адаптивного поведения, выполненного на выборке студенческой молодежи (n = 230; 18–23 года). Применение опросника приспособленности Х. Белла, многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла (16PF – форма С), межличностного опросника Т. Лири (ДМО), Макопросника В. В.

Адаптационные возможности выпускников школ в условиях изменяющегося общества

Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования адаптационного потенциала учащихся старших классов общеобразовательной школы. Применение «Методики изучения социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда, опросника Мини-Мульт (MMPI) и 16PF-опросника Р. Кеттелла, методов сравнительного и корреляционного анализов позволило выявить особенности характеристик адаптационного потенциала выпускников школ 2011 и 2013 гг. (n = 101, в возрасте 16–17 лет).

Особенности социально-психологической адаптации личности студентов младших курсов с разным творческим потенциалом

В статье анализируются результаты эмпирического исследования характеристик социально-психологической адаптации студентов младших курсов с точки зрения их творческих возможностей. Установлены взаимосвязь между изучаемыми явлениями и различия адаптационных компонентов у студентов с разным творческим потенциалом.

Социально-психологическая адаптация личности и стратегии копинг-поведения учителей Школ в процессе профессиональной социализации

Представлены данные эмпирического исследования стратегий копинг-поведения учителей общеобразовательных школ. Исследование выполнено на выборке учителей общеобразовательных школ Саратовской области (n = 50; в возрасте 21–55 лет). Применение комплекса методик – методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, опросника копинг-поведения в стрессовых ситуациях С. Нормана, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса, М. И. Паркера (в адаптации Т. А.

Страницы