Для цитирования:
Фирсова Т. Г., Горина Е. Н., Бочарова Е. Е. Традиции и перспективы развития научно-образовательной деятельности Педагогического института Саратовского государственного университета // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 1. С. 90-100. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-1-90-100, EDN: WTFPBY
Традиции и перспективы развития научно-образовательной деятельности Педагогического института Саратовского государственного университета
Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа, обобщения, интеграции традиций и инноваций в развитии научно-образовательной деятельности Педагогического института Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (СГУ): трансформации научных школ, изменении характера аудиторной и внеаудиторной работы, количественно-качественном преобразовании практической подготовки, формировании единого учебно-воспитательного пространства, межведомственном взаимодействии. Цель: определить направления и стратегии развития научно-образовательной деятельности Педагогического института СГУ. Методы (инструменты): ретроспективный и сопоставительный анализ данных научно-библиографических источников. Результаты: представлены стратегии научно-образовательной деятельности Педагогического института СГУ через анализ методологических исследований основоположников педагогической, психологической, дефектологической, методической школ, их содержательного и технологического наполнения в контексте современных вызовов высшего педагогического образования. Выстроен научно-образовательный кластер института: обозначена инфраструктура, определён круг актуальных научнометодических интересов преподавателей. Заключение: обобщен опыт трансформации педагогического образования в Саратовском государственном университете. Выявлены стратегии и перспективы развития, обусловленные общественным запросом и актуальной социокультурной ситуацией. Определена единая образовательная, воспитательная и научно-исследовательская повестка Педагогического института СГУ, направленная на синтез глубокого предметного знания и инновационных методик обучения, практикоориентированных аудиторных занятий и внеаудиторных событий, тесного сотрудничества и взаимодействия с образовательными организациями, способствующая формированию традиционных ценностей, профессионально-личностных качеств и проактивного поведения педагогов, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Практическая значимость: тиражирование опыта Саратовской школы высшего педагогического образования.
- Когай А. И. Развитие педагогического образования в Саратовской губернии в XIX – начале XX веков : дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2007. 214 с.
- Кадькалов Ю. Г. Из истории педагогического образования в Саратове и Саратовской области // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2023. № 1 (31). С. 74–84. EDN: SYLVUD
- Паринова Г. К. Образовательная деятельность студента педвуза во взаимосвязи со сферами развития личности в профессиональной подготовке // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 1 (5). С. 91–94. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2013-2-1-91-94, EDN: RODCQH
- Прохоров Д. В., Демченко А. А., Галаев С. В. В структуре классического университета // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 156–162. EDN: KBDFVT
- Когай А. И. Особенности развития педагогического образования в Саратовской губернии в XIX – начале ХХ века // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2007. Т. 7, вып. 1. С. 80–84. EDN: JVUUXV
- Елина Е. Г., Александрова Е. А. Новые формы взаимодействия со студентами: научно-образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования» в СГУ имени Н. Г. Чернышевского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2 (30). С. 163–168. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-163-168, EDN: BLLBJR
- Бурмистрова М. Н., Кабанова М. И. В профессию – шаг за шагом // Практический журнал для учителя и администрации школы. 2013. № 2. С. 48–50. EDN: PXBMCV
- Елина Е. Ученые разработали концепцию непрерывной подготовки учителя // РИА Новости: Наука : [сайт]. URL: https://ria.ru/20221212/sgu-1837452385.html (дата обращения: 01.11.2024).
- Елина Е. Г., Шамионов Р. М. Виртуальный педагогический класс в контексте классического университета: принципы организации, проблемы, решения // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 3. С. 65–70. https://doi.org/10.20339/AM.03-22.065, EDN: RWAAEC
- Концепция развития педагогического образования в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского». URL: https://old.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2022/09/20/koncepci... (дата обращения: 01.11.2024).
- Мерлин В. С. Конспект лекций по общей психологии. Лекция 1–18 / НКП. РСФСР. Сарат. гос. пед. ин-т. Заоч. сектор. Саратов : тип. № 1 Н.-В. крайполиграфтреста, 1933. 24 с.
- Вяткин Б. А., Силина Е. А., Щукин М. Р. Психологическая подготовка учителя в школе В. С. Мерлина: традиции и современность // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. 2013. Вып. 1. С. 5–18. EDN: SEASGN
- Страхов И. В. Об умственной работе учителя // Методический листок. Гомель, 1936. № 1. С. 5–11.
- Страхов И. В. О профориентационной работе в школе // Методический листок. Гомель, 1936. № 3–4. С. 9–14.
- Страхов И. В. Как изучать ученика // Методический листок. Гомель, 1936. № 2. С. 3–9.
- Страхов И. В. О психологической основе педагогического такта // Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 57–63.
- Фирсова Т. Г., Шамионов Р. М., Александрова Е. А., Селиванова Ю. В. Научные школы факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ имени Н. Г. Чернышевского: диахронический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 4 (48). С. 288–304. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-4-288-304, EDN: SYYWDZ
- Балакирева Е. И., Капичникова О. Б. К 80-летию со дня рождения Л. Г. Вяткина: педагогика – дело всей жизни // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 1. С. 112–113. EDN: PYZEND
- Кадькалов Ю. Г. Из истории педагогического образования в Саратове и Саратовской области // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2023. № 1 (31). С. 74–84. EDN: PYZEND
- Кадькалова Э. П., Кадькалов Ю. Г. О научном наследии Саратовских лингвистов. Саратов : ООО «Издательский центр «Наука», 2008. 194 с.
- Минор А. Я., Назарова Р. З. Становление германистики в Саратовском университете // Ежегодник Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев. 2019. № 2 (6). С. 86–94. https://doi.org/10.33466/2500-0063-2019-6-2-86-94, EDN: VPPWJI
- Кадькалов Ю. Г. Об историческом образовании в Саратовском педагогическом институте // История и историческая память. 2022. № 25. C. 145–153. EDN: QHAAJU
- Усанов Д. А., Аникин В. М. Саратовские научные и педагогические школы по физике (к 80-летию образования Саратовской области) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Физика. 2016. Т. 16, вып. 3. C. 178–190. https://doi.org/10.18500/1817-3020-2016-16-3-178-190, EDN: WWMBCZ
- Игошин В. И. Елена Степановна Петрова – учёный и педагог на фоне событий глобальной и провинциальной жизни // Учитель – ученик: проблемы, поиски, находки : материалы конференции «Актуальные проблемы углубленного изучения математики», посвященной 75-летию со дня рождения профессора кафедры математики и методики её преподавания Саратовского государственного университета Петровой Елены Степановны. Саратов : ООО «Издательский центр “Наука”», 2012. С. 13–26.
- Рахимбаева И. Э. 60-летие Института искусств: основные вехи становления и развития // Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области : материалы VIII Международной научно-практической конференции (Саратов, 09–12 октября 2019 г.) / Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. Саратов : Изд-во «Саратовский источник», 2019. С. 282–291. EDN: MMPFTF
- Александрова Е. А., Бурмистрова М. Н., Фирсова Т. Г. Концептуальные идеи модернизации педагогического образования в контексте развития личностного потенциала будущего педагога // Социально-политические исследования. 2023. № 1 (18). С. 148–166. https://doi.org/10.20323/2658_428X_2023_1_18_148, EDN: HIEJNY