Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Фирсова Т. Г., Горина Е. Н., Бочарова Е. Е. Традиции и перспективы развития научно-образовательной деятельности Педагогического института Саратовского государственного университета // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 1. С. 90-100. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-1-90-100, EDN: WTFPBY

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 13)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.01:378.4
EDN: 
WTFPBY

Традиции и перспективы развития научно-образовательной деятельности Педагогического института Саратовского государственного университета

Авторы: 
Фирсова Татьяна Геннадьевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Горина Екатерина Николаевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Бочарова Елена Евгеньевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа, обобщения, интеграции традиций и инноваций в развитии научно-образовательной деятельности Педагогического института Саратовского государственного университета имени Н.  Г. Чернышевского (СГУ): трансформации научных школ, изменении характера аудиторной и внеаудиторной работы, количественно-качественном преобразовании практической подготовки, формировании единого учебно-воспитательного пространства, межведомственном взаимодействии. Цель: определить направления и стратегии развития научно-образовательной деятельности Педагогического института СГУ. Методы (инструменты): ретроспективный и сопоставительный анализ данных научно-библиографических источников. Результаты: представлены стратегии научно-образовательной деятельности Педагогического института СГУ через анализ методологических исследований основоположников педагогической, психологической, дефектологической, методической школ, их содержательного и технологического наполнения в контексте современных вызовов высшего педагогического образования. Выстроен научно-образовательный кластер института: обозначена инфраструктура, определён круг актуальных научнометодических интересов преподавателей. Заключение: обобщен опыт трансформации педагогического образования в Саратовском государственном университете. Выявлены стратегии и перспективы развития, обусловленные общественным запросом и актуальной социокультурной ситуацией. Определена единая образовательная, воспитательная и научно-исследовательская повестка Педагогического института СГУ, направленная на синтез глубокого предметного знания и инновационных методик обучения, практикоориентированных аудиторных занятий и внеаудиторных событий, тесного сотрудничества и взаимодействия с образовательными организациями, способствующая формированию традиционных ценностей, профессионально-личностных качеств и проактивного поведения педагогов, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Практическая значимость: тиражирование опыта Саратовской школы высшего педагогического образования.

Список источников: 
  1. Когай А. И. Развитие педагогического образования в Саратовской губернии в XIX – начале XX веков : дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2007. 214 с.  
  2. Кадькалов Ю. Г. Из истории педагогического образования в Саратове и Саратовской области // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2023. № 1 (31). С. 74–84. EDN: SYLVUD  
  3. Паринова Г. К. Образовательная деятельность студента педвуза во взаимосвязи со сферами развития личности в профессиональной подготовке // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 1 (5). С. 91–94. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2013-2-1-91-94, EDN: RODCQH  
  4. Прохоров Д. В., Демченко А. А., Галаев С. В. В структуре классического университета // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 156–162. EDN: KBDFVT  
  5. Когай А. И. Особенности развития педагогического образования в Саратовской губернии в XIX – начале ХХ века // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2007. Т. 7, вып. 1. С. 80–84. EDN: JVUUXV  
  6. Елина Е. Г., Александрова Е. А. Новые формы взаимодействия со студентами: научно-образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования» в СГУ имени Н. Г. Чернышевского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2 (30). С. 163–168. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-163-168, EDN: BLLBJR  
  7. Бурмистрова М. Н., Кабанова М. И. В профессию – шаг за шагом // Практический журнал для учителя и администрации школы. 2013. № 2. С. 48–50. EDN: PXBMCV  
  8. Елина Е. Ученые разработали концепцию непрерывной подготовки учителя // РИА Новости: Наука : [сайт]. URL: https://ria.ru/20221212/sgu-1837452385.html (дата обращения: 01.11.2024).  
  9. Елина Е. Г., Шамионов Р. М. Виртуальный педагогический класс в контексте классического университета: принципы организации, проблемы, решения // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 3. С. 65–70. https://doi.org/10.20339/AM.03-22.065, EDN: RWAAEC  
  10. Концепция развития педагогического образования в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского». URL: https://old.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2022/09/20/koncepci... (дата обращения: 01.11.2024).  
  11. Мерлин В. С. Конспект лекций по общей психологии. Лекция 1–18 / НКП. РСФСР. Сарат. гос. пед. ин-т. Заоч. сектор. Саратов : тип. № 1 Н.-В. крайполиграфтреста, 1933. 24 с.  
  12. Вяткин Б. А., Силина Е. А., Щукин М. Р. Психологическая подготовка учителя в школе В. С. Мерлина: традиции и современность // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. 2013. Вып. 1. С. 5–18. EDN: SEASGN  
  13. Страхов И. В. Об умственной работе учителя // Методический листок. Гомель, 1936. № 1. С. 5–11.  
  14. Страхов И. В. О профориентационной работе в школе // Методический листок. Гомель, 1936. № 3–4. С. 9–14.  
  15. Страхов И. В. Как изучать ученика // Методический листок. Гомель, 1936. № 2. С. 3–9.  
  16. Страхов И. В. О психологической основе педагогического такта // Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 57–63.  
  17. Фирсова Т. Г., Шамионов Р. М., Александрова Е. А., Селиванова Ю. В. Научные школы факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ имени Н. Г. Чернышевского: диахронический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 4 (48). С. 288–304. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-4-288-304, EDN: SYYWDZ  
  18. Балакирева Е. И., Капичникова О. Б. К 80-летию со дня рождения Л. Г. Вяткина: педагогика – дело всей жизни // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 1. С. 112–113. EDN: PYZEND  
  19. Кадькалов Ю. Г. Из истории педагогического образования в Саратове и Саратовской области // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2023. № 1 (31). С. 74–84. EDN: PYZEND  
  20. Кадькалова Э. П., Кадькалов Ю. Г. О научном наследии Саратовских лингвистов. Саратов : ООО «Издательский центр «Наука», 2008. 194 с.  
  21. Минор А. Я., Назарова Р. З. Становление германистики в Саратовском университете // Ежегодник Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев. 2019. № 2 (6). С. 86–94. https://doi.org/10.33466/2500-0063-2019-6-2-86-94, EDN: VPPWJI  
  22. Кадькалов Ю. Г. Об историческом образовании в Саратовском педагогическом институте // История и историческая память. 2022. № 25. C. 145–153. EDN: QHAAJU  
  23. Усанов Д. А., Аникин В. М. Саратовские научные и педагогические школы по физике (к 80-летию образования Саратовской области) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Физика. 2016. Т. 16, вып. 3. C. 178–190. https://doi.org/10.18500/1817-3020-2016-16-3-178-190, EDN: WWMBCZ  
  24. Игошин В. И. Елена Степановна Петрова – учёный и педагог на фоне событий глобальной и провинциальной жизни // Учитель – ученик: проблемы, поиски, находки : материалы конференции «Актуальные проблемы углубленного изучения математики», посвященной 75-летию со дня рождения профессора кафедры математики и методики её преподавания Саратовского государственного университета Петровой Елены Степановны. Саратов : ООО «Издательский центр “Наука”», 2012. С. 13–26.  
  25. Рахимбаева И. Э. 60-летие Института искусств: основные вехи становления и развития // Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области : материалы VIII Международной научно-практической конференции (Саратов, 09–12 октября 2019 г.) / Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. Саратов : Изд-во «Саратовский источник», 2019. С. 282–291. EDN: MMPFTF  
  26. Александрова Е. А., Бурмистрова М. Н., Фирсова Т. Г. Концептуальные идеи модернизации педагогического образования в контексте развития личностного потенциала будущего педагога // Социально-политические исследования. 2023. № 1 (18). С. 148–166. https://doi.org/10.20323/2658_428X_2023_1_18_148, EDN: HIEJNY
Поступила в редакцию: 
07.11.2024
Принята к публикации: 
16.12.2024
Опубликована: 
31.03.2025
Краткое содержание:
(загрузок: 12)