Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Арендачук И. В., Кленова М. А. Технологии риск-менеджмента в формировании социальной активности молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 3. С. 207-219. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-3-207-219

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 62)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.62

Технологии риск-менеджмента в формировании социальной активности молодежи

Авторы: 
Арендачук Ирина Васильевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Кленова Милена Александровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Представлены результаты исследования, целью которого стало обоснование возможности использования технологий риск-менеджмента в работе с молодежью, направленной на сопровождение ее социальной активности. Гипотеза основана на предположении, что современные технологии управления рисками, которые носят междисциплинарный характер, могут быть использованы при работе с молодежью, способствуя формированию и развитию у нее проявления конструктивных форм социальной активности. Методы исследования: предметно-категориальный анализ; анализ теоретических и эмпирических исследований по проблемам социальной активности молодежи и управлению рисками в разных сферах общественной жизни. Предложен междисциплинарный подход, позволяющий определить основные направления риск-менеджмента при формировании социальной активности личности. Рассмотрены основные зоны и источники рисков, связанных для молодежи с проявлением разных форм социальной активности в современных условиях развития российского общества. Технологии анализа, оценки и управления рисками проанализированы в соотнесении с проблемой социальной активности молодежи. На примере гражданской и образовательно-развивающей активности рассмотрены прикладные аспекты применения этих технологий при работе с молодежью. Показано, что методы, формы и структура риск-менеджмента являются универсальными и могут быть использованы при управлении рисками в формировании социальной активности.

Список источников: 
  1. Кленова М. А., Шамионов Р. М. Ценность и мотивация риска у представителей разных поколений // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия Психологические науки: Акмеология образования. Гендерная психология. 2009. Т. 15, № 3. С. 63–67.
  2. Renn O. Three decades of risk research: accomplishments and new challenges // Journal of Risk Research. 1999. Vol. 1, iss. 1. P. 49–71. https://doi.org/ 10.1080/ 136698798377321
  3. Klinke A., Renn O. Prometheus Unbound. Challenges of Risk Evaluation, Risk Classifi cation, and Risk Management // Arbeitsbericht / Akademie für Technikfolgenabschätzung in Baden-Württemberg. Vol. 153. Stuttgart : OPUS – Publication Server of the University of Stuttgart, 1999. 50 p. http://dx.doi.org/10.18419/opus-8558
  4. Тарасова Е. С., Артеменко Т. Д. Вероятностные методы оценки рисков // Вологдинские чтения. 2010. № 78. С. 183‒185.
  5. Шамионов Р. М. Социальная активность молодежи: системно-диахронический подход // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16, № 1. С. 166–188. https://doi.org/10.21702/rpj.2019.1.8 
  6. Adam B., van Loon J. Introduction: Repositioning Risk: the Challenge for Social Theory // The Risk Society and Beyond: Critical Issues for Social Theory / eds. U. Beck et al. London : Sage Publ., 2000. P. 1–31.
  7. Beck U. Risk Society Revisited: Theory, Politics and Research Programmers // The Risk Society and Beyond: Critical Issues for Social Theory / ed. U. Beck et al. London : Sage Publ., 2000 P. 211–229.
  8. Hutten J. C., Van Horn J. E., Uzieblo K., van der Veeken F. C. A., Bouman Y. H. A. Toward a risk management strategy: a narrative review of methods for translation of risk assessment into risk management // Journal of Forensic Psychology Research and Practice. 2022. Ahead-of-print. P. 1‒26. https://doi.org/10.1080/247328 50.2021.2013359
  9. Kivisto A. J. Violence risk assessment and management in outpatient clinical practice // Journal of Clinical Psychology. 2016. Vol. 72, iss. 4. P. 329–349. https://doi. org/10.1002/jclp.22243
  10. Levin S. K., Nilsen P., Bendtsen P., Bülow P. Adherence to planned risk management interventions in Swedish forensic care: What is said and done according to patient records // International Journal of Law and Psychiatry. 2019. Vol. 64, iss. 8. P. 71–82. https://doi.org/10.1016/j. ijlp.2019.02.003
  11. Paris Spink M. J., Menegon V., de Souza Bernardes J., Lapa Coêlho A. E. The language of risk in psychology: A social constructionist analysis of a psychological database // Interamerican Journal of Psychology. 2007. Vol. 41, iss. 2. P. 151–160.
  12. Fourie W. Leadership and risk: A review of the literature // Leadership & Organization Development Journal. 2022. Vol. 43, iss. 4. P. 550–562. https://doi.org/10.1108/LODJ08-2021-0394
  13. Бутова С. В., Писанка С. А. Реализация социального риск-менеджмента в контексте опыта развивающихся стран // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2017. № 4. С. 24–31. https://doi. org/10.22394/2079-1690-2017-1-4-24-31
  14. Беляева М. А. Риск как предмет научного анализа в педагогике и образовании // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 16–23.
  15. Опфер Е. А. Риск-менеджмент в управлении качеством образования в вузе // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 84–91
  16. Соколовская И. Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции // Цифровая социология. 2020. Т. 3, № 2. С. 46–54. https://doi.org/10.26425/2658- 347X-2020-2-46-54
  17. Gómez-Galán J., Martínez-López J. Á., LázaroPérez C., Sarasola Sánchez-Serrano J. L. S. Social networks consumption and addiction in college students during the COVID-19 pandemic: Educational approach to responsible use // Sustainability. 2020. Vol. 12, iss. 18. Article 7737. https://doi.org/10.3390/su12187737 
  18. Zheng F., Khan N. A., Hussain S. The COVID 19 pandemic and digital higher education: Exploring the impact of proactive personality on social capital through internet self-effi cacy and online interaction quality // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 119, iss. 7. Article 105694. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105694
  19. Арендачук И. В., Кленова М. А., Усова Н. В. Характеристики образовательно-развивающей активности студентов в условиях вынужденной самоизоляции // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 2. С. 82–95. https://doi.org/10.17759/pse.2022270207
  20. Chaturvedi K., Vishwakarma D. K., Singh N. COVID-19 and its impact on education, social life and mental health of students: A survey // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 121. Article 105866. https://doi.org/10.1016/j. childyouth.2020.105866
  21. Каравай А. Досуговая активность российской молодежи: основные типы и факторы выбора // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2020. № 1-2 (130). С. 130–140
  22. Ласточкина О. С. Культурный онлайн-д осуг: поведение населения в период пандемии CO VID-19 // Benefi cium. 2021. № 3 (40). С. 83–89. https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2021.3(40).83-89
  23. Терехин А. С. Социальные ожидания студентов в осуществлении трудовой деятельности в условиях пандемии: социологический анализ // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2022. № 1 (5). С. 163–169. https://doi.org/10.24412/1994- 3776-2022-1-163-169
  24. Смолева Е. О., Уханова Ю. В. Онлайн- и офлайн-форматы гражданского участия: возможности и риски // Caucasian Science Bridge. 2021. Т. 4, № 3 (13). С. 66–76. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021.3.6
  25. Костенко В. В. Влияние последствий пандемии коронавируса на участие российской молодежи в протестной деятельности молодежных общественных организаций // Известия Тульского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 4. С. 106‒115. https://doi.org/10.24412/2071-6141-2021-4-106-115
  26. Фирсова О. А. Способы оценки степени риска // Наука‒2020. 2012. № 1 (1). С. 154–166.
  27. Кочеткова А. И. Российская молодежь как потенциальный человеческий капитал // СЕРВИС PLUS. 2008. № 4. С. 36–41.
  28. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Риски образовательной неуспешности учащейся молодежи // Социологический журнал. 2020. Т. 26, № 2. С. 60–81. https://doi. org/10.19181/socjour.2020.26.2.7265
  29. Бабикова М. Р., Тагильцева Ю. Р. Коммуникативные стратегии и тактики как один из факторов формирования уязвимого поведения молодежи в сети Интернет // Политическая лингвистика. 2019. № 5 (77). С. 171–176. https://doi.org/10.26170/pl19-05-18
  30. Кружкова О. В., Воробьева И. В., Никифорова Д. М. Психологические аспекты вовлечения в экстремистские группировки молодежи в среде Интернет // Образование и наука. 2016. № 10 (139). С. 66–90. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-10-66-90 
  31. Тарханова И. Ю. Социализация молодежи средствами интернет-коммуникаций // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 4. С. 169–171.
  32. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Социально-психологические аспекты восприимчивости молодежи к воздействиям среды Интернет // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 9. С. 86–102. https://doi. org/10.17853/1994-5639-2017-9-86-102
  33. Arendachuk I. V., Klenova M. A., Usova N. V. Social Frustration as Factor of Manifestation for Forms of Young People Activity // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Conference «Humanity in the Era of Uncertainty» (ICHEU 2021). 2021. Vol. 119. Р. 119–126. https://doi.org/10.15405/ epsbs.2021.12.02.15
  34. Андреева Е. Е., Гринин А. В. Влияние ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19, на ведение здорового образа жизни студенческой молодежью // Педагогическое образование в России. 2022. № 1. С. 27–36. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2022_01_03
  35. Потапова Е. А., Земляной Д. А., Кондратьев Г. В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия студентов медицинских вузов в период дистанционного обучения во время эпидемии COVID-19 // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 3. C. 70–81. https://doi.org/10.17759/pse.2021260304
  36. Логинов Д. М. Уровень жизни и финансовые практики российской молодежи // Вопросы теоретической экономики. 2020. № 3. С. 32–47. https://doi. org/10.24411/2587-7666-2020-10302
  37. Кочерга С. Ю. Трудоустройство молодежи: особенности, проблемы, пути решения // Вестник экспертного совета. 2021. № 4 (27). С. 52–58.
  38. Горчакова О. Ю., Ларионова А. В., Козлова Н. В. Современное экономическое поведение: установки, представления и психологические особенности молодежи // Психология и Психотехника. 2021. № 4. С. 15–32. https://doi.org/10.7256/2454- 0722.2021.4.36778
  39. Щебланова В. В., Логинова Л. В., Зайцев Д. В., Суркова И. Ю. Гражданский активизм студентов: риск деструктивных проявлений в Поволжском регионе // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20, № 3. C. 595–610. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020- 20-3-595-610
  40. Шиповская В. В., Гусейнов А. Ш. Психологические факторы риска экстремистской активности личности в молодежной среде // Гуманизация образования. 2019. № 5. С. 180–195. https://doi.org/10.24411/1029-3388- 2019-10062
  41. Реутов Е. В. Риски, связанные с гражданским участием, в современном российском обществе // Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления / отв. ред. Ю. А. Зубок. Белгород : НИУ БелГУ, 2015. С. 608–612. 
  42. Дворяткина С. Н., Лопухин А. М. Поиск новых методологических подходов и методов в риск-менеджменте // Психология образования в поликультурном пространстве. 2021. № 2 (54). С. 35–47. https://doi. org/10.24888/2073-8439-2021-54-2-35-47
  43. Юсуфова О. М., Неврединов А. Р. Анализ основных методов оценки рисков на высокотехнологичных предприятиях // Управление финансовыми рисками. 2019. № 4. С. 322–329.
  44. Качалов Р. М. Управление экономическим риском. Теоретические основы и приложения. М. ; СПб. : Нестор-История, 2012. 248 с.
  45. Лоскутова И. М., Синяев М. В. Риски становления социальной структурыроссийского общества и образовательные траектории молодежи // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. Вып. 2 (786). С. 194–200.
  46. Хуторянская Т. В. Особенности профессионального самоопределения в зависимости от активности в социальных сетях обучающихся подросткового и юношеского возраста // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 2. С. 128–131. https://doi. org/10.24158/spp.2022.2.17
  47. Рассохина И. Ю., Пфетцер С. А., Пфетцер А. А. Поддержка сверхнормативной активности молодежи в ситуации пандемии COVID-19 как актуальное направление молодежной политики // Профессиональное образование вРоссии и за рубежом. 2020. № 4 (40). С. 29‒40
  48. Кулдашев Э., Худайбердиев М. Развитие профессиональной компетентности студентов в обучении рискам и оценке рисков // Universum: психология и образование. 2021. № 5 (83). С 19‒22. https://doi.org/10.32743/ UniPsy.2021.83.5.11656 
Поступила в редакцию: 
12.05.2022
Принята к публикации: 
13.06.2022
Опубликована: 
30.09.2022