Для цитирования:
Подбуцкая Н. В. Роль самодетерминации и рефлексивности в карьерных ориентациях будущих инженеров // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1. С. 69-71. DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-1-69-71
Роль самодетерминации и рефлексивности в карьерных ориентациях будущих инженеров
Изложены особенности карьерных ориентаций будущих инженеров, которые определяют вектор профессионального становления и уровень развития профессионализма. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на репрезентативной выборке (N = 82, М = 20,03 лет; студенты 2–6-х курсов Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» различных технических специальностей) с применением диагностического инструментария: методики «Опросник самоорганизации деятельности» Е. Ю. Мандрикова; методики «Опросник карьерных ориентаций “Якоря карьеры”» (Э. Шейна, в адаптации В. А. Чикера, В. Э. Винокуровой); «Методики дифференциальной диагностики рефлексивности» (Д. А. Леонтьева), «Шкалы самодетерминации личности» (Б. Шелдона, в адаптации и модификации Е. Н. Осина); методов математической статистики: описательного анализа, корреляционного, регрессионного, однофакторного дисперсионного анализов. Установлены роль и значимость особенностей самодетерминации и рефлексивности в определенных карьерных ориентациях (служения и вызова). Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке программы психологического сопровождения студентов технических специальностей для формирования базового уровня профессионализма во время профессиональной подготовки в вузе.
1. Богомаз С. А., Мацута В. В. Опросниковые методы исследования личностного потенциала. Томск, 2012. 41 с.
2. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М., 2013. 464 с.
3. Леонтьев Д. А. Личностный потенциал : структура и диагностика. М., 2011. 680 с.