Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Арендачук И. В., Усова Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение молодежи при развитии компетентности в проявлении социальной активности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 4. С. 340-355. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-4-340-355, EDN: RBIQIG

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 108)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 54)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.62
EDN: 
RBIQIG

Психолого-педагогическое сопровождение молодежи при развитии компетентности в проявлении социальной активности

Авторы: 
Арендачук Ирина Васильевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Усова Наталия Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена общественным запросомна разработку научно обоснованных программ работы с современной молодежью, позволяющих развивать ее социальнуюактивность. Цель: проектирование технологии психолого-педагогического сопровождения молодежи при проявлении социальной активности, основанной на теоретической модели ее структурно-функциональной организации. Гипотеза основана на предположении, что психолого-педагогическое сопровождение молодежи в проявлении социальной активности будет эффективным, если проектируется на основе научно обоснованной технологии, базирующейся на концепции системного (структурно-функционального) подхода. Методы: теоретический анализ по проблеме социальной активности и социальной компетентности молодежи; структурно-функциональный анализ; контент-анализ; теоретическое моделирование и проектирование. Показана взаимосвязь социальной компетентности и социальной активности личности. Разработана и теоретически обоснована модель компетентности личности в проявлении социальной активности, отражающая структурно-функциональную организацию социальной компетентности личности и систему ее взаимосвязей с социальной активностью. На основе данной модели спроектирована технология психолого-педагогического сопровождения молодежи, основанная на принципах системно-деятельностного подхода и включающая описание форм и методов работы с молодежью, соответствующих четырем этапам его реализации – содержательнооценивающему, организационно-технологическому, этапу реализации и результативному. При решении задач молодежной политики представленная технология позволяет осуществлять системно организованную работу с современной молодежью, направленную на повышение ее компетентности в проявлении социальной активности в разных формах социально ориентированной деятельности.

Список источников: 
  1. Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: What the Cycles of History Tell Us About America’s Next Rendezvous with Destiny. New York: Broadway Books, 1997. 382 p.
  2. Beyhan A. Do intrinsic and extrinsic motivation factors differ for Generation X and Generation Y? // International Journal of Business and Social Science. 2014. Vol. 5, no. 5. P. 12–20.
  3. McDougall J., Potter J. Curating media learning: Towards a porous expertise. E-Learning and Digital Media. 2015. Vol. 12, iss. 2. P. 199–211. https://doi.org/10.1177/2042753015581975
  4. Яровова Т. В., Бурба А. А. Российская молодежь 21 века: ее социально-культурная характеристика и ценностная ориентация // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-4. С. 303–306.
  5. Шамионов Р. М. Социальная активность молодежи: системно-диахронический подход // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16, № 1. С. 166–188. https://doi.org/10.21702/rpj.2019.1.8
  6. Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Арендачук И. В., Бочарова Е. Е., Усова Н. В., Кленова М. А., Шаров А. А., Заграничный А. И. Психология социальной активности молодежи / под ред. Р. М. Шамионова. М. : Перо, 2020. 200 с.
  7. Арендачук И. В. Деятельностные характеристики социальной активности молодежи разных возрастных групп // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 2 (34). С. 148–161. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-2-148-161
  8. Бейлина Н. С. Сущность понятия «социальная компетентность» // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 3 (32). С. 97–99.
  9. Беляева Т. Б. Модель социальной компетентности // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2005. № 31. С. 8–12.
  10. Weiss C., Wilson S. J., Francis K., Hyra A., Norvel J. Improving Social Competence Programs for Children and Youth: Recommendations for Aligning Programs with Evidence on Core Components. Rockville: U.S. Department of Health and Human Services, 2021. 26 p.
  11. Ma H. K. Social Competence as a Positive Youth Development Construct: A Conceptual Review // The Scientifi c World Journal. 2012. Vol. 3. Article 28747. https://doi.org/10.1100/2012/287472
  12. Gedviliene G., Gerviene S., Pasvenskiene A., Ziziene S. The social competence concept development in higher education // European Scientifi c Journal. 2014. Vol. 10, no. 28. P. 36–49.
  13.  Шишленин Д. А. Модель социальной компетентности личности выпускника военного вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. Т. 18, № 4. С. 113–114.
  14. Новикова А. А., Мехришвили Л. Л. Проблематика развития социальной компетентности обучающихсяв высшей школе // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 4 (61). С. 60–66. https://doi.org/10.26105/SSPU.2019.61.4.004
  15. Лукьянова М. И. Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. Кострома : Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, 2001. С. 240–242.
  16. Романов В. А. Социальная и эмоциональная компетентность: сравнительный анализ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-1. С. 189–192.
  17. Габелая И. В. Показатели социальной компетентности у подростков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2013. Т. 6, № 3. С. 166–119.
  18. Абенова И. А. Характеристика понятия «социальная компетентность» // Вестник науки и образования. 2021. № 10 (113), ч. 1. С. 68–72.
  19. Хазова С. А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. М. : Академия естествознания, 2010. 91 с.
  20. Нагайченко Н. Н. Социальная компетентность старшеклассников: содержание и структура понятия // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2, № 3. С. 14–19.
  21. Пискунова Е. Н., Чадкина С. В. Структурно-функциональный анализ социальной компетентности студентов техникума // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 194–202. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2018-3-194-202
  22. Федотова Е. О. Развитие когнитивного компонента социальной компетентности студентов вуза в процессе профессиональной подготовки // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2019. № 2. С. 128–134. https://doi.org/10.24411/2308-7218-2019-10223
  23. Гиенко Л. Н. Социальная компетентность подростков группы риска // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 102–103.
  24. Тугушев Р. Х. Системная персонология: количественный и качественный анализ. Саратов : Колледж, 1998. 272 с.
  25. Колесов В. И., Смолонская А. Н., Смолонский С. И. Сущность определения проблемы в структуре социальной компетентности // Символ науки. 2018. № 8. С. 76–77.
  26. Белимова А. А. Социальный опыт личности как содержание социальной компетентности будущего специалиста // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2019. № 1 (101). С. 66–72. https://doi.org/10.26293/chgpu.2019.101.1.009
  27. Грасс Т. П., Петрищев В. И., Романюк Я. А. Развитие социальной компетентности старшеклассников в США как условие успешной экономической социализации // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2018. Т. 43, № 1. С. 6–13. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-43-1-36
  28. Гороховская Н. А., Рулиене Л. Н. Социальная компетентность как цель образования личности // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2017. Вып. 2. С. 16–21.
  29. Кайванов В. А. Условия и технологии развития социальной компетентности подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4. С. 122–124.
  30. Щербакова Т. Н., Тамасханова Х. Х., Кладько А. И. Социальная компетентность и успешность адаптации студентов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2017. № 1. С. 207–211.
  31. Иванова Т. Ю., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Рассказова Е. И., Кошелева Н. В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. Т. 8, № 1. С. 85–121.
  32. Водопьянова Н. Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2015. № 1. С. 45–54.
  33. Тоистева О. С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 198–202.
  34. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. 2010. № 4. С. 4–18.
  35. Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Павлов С. Н. Социальная работа с молодежью: основные направления и современные формы. М. : КноРус, 2011. 216 с.
  36. Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. 544 с.
  37. Королева Ю. А. Модель психологического сопровождения развития социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 428–431.
  38. Григорьева М. В. Специфика форм социальной активности личности и групп в зависимости от социально-демографических характеристик и уровня образования Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 8. С. 48–52. https://doi.org/10.24158/ spp.2020.8.8
  39. Шамионов Р. М., Григорьева М. В. Методика диагностики компонентов социально-ориентированной активности // СПЖ. 2019. № 74. С. 26–41. https://doi.org/10.17223/17267080/74/2
  40. Shamionov R. M., Grigoryeva M. V., Grigoryev A. V. World Assumptions and Youth Identity as Predictors of Social Activity Preferences // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. Vol. 12, no. 2. P. 115–133. https://doi.org/10.11621/pir.2019.0209
  41. Бочарова Е. Е. Регулятивные и мировоззренческие факторы различных форм социальной активности молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4 (28). С. 333–345. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-333-345
  42. Бочарова Е. Е. Представление личности о культурно-исторических фактах и их роли в детерминации социальной активности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 1. С. 22–35. https:// doi.org/10.18384/2310-7235-2020-1-22-35
  43. Арендачук И. В. Субъектно-деятельностные детерминанты видов социальной активности учащейся молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Т. 16, № 4. С. 560–581. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-4-560-581
  44. Усова Н. В. Психодинамические предикторы направленности социальной активности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 3. С. 95–100. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2019-25- 3-95-100 
  45. Арендачук И. В. Характеристики психологической готовности к социальной активности как детерминанты разных форм ее проявления у российской студенческой молодежи в Саратовском регионе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18, № 1. С. 64–84. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-64-84
  46. Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Григорьев А. В. Волевые качества как предикторы значимости социальной активности студентов // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 1. С. 18–34. https://doi.org/10.17759/sps.2019100102
  47. Бочарова Е. Е. Структурная организация регулятивных факторов различных форм социальной активности молодежи // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 28, № 4. С. 383–389.
  48. Усова Н. В. Изучение соотношения характеристик совладающего поведения и социальной активности личности в условиях социальной и трудовой неопределенности // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 357–367. https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.25
  49. Шамионов Р. М. Соотношение социальной активности и удовлетворенности базовых психологических потребностей, субъективного благополучия и социальной фрустрации молодежи // Сибирский психологический журнал. 2020. № 77. С. 176–195. https://doi.org/10.17223/17267080/77/9
  50. Григорьева М. В. Потребностно-мотивационные факторы социальной активности личности в разных условиях социализации // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 11 (55). С. 35–41.
  51. Кленова М. А. Мотивация протестной и социальнополитической активности личности и ее потенциал в системе смысловых ориентаций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 1 (37). С. 53–61. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-1-53-61
  52. Арендачук И. В. Ценностно-смысловые факторы социальной активности у молодежи в различных условиях жизнедеятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4 (28). С. 346–358. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-346-358
  53. Шамионов Р. М., Бочарова Е. Е., Невский Е. В. Роль ценностей в приверженности молодежи различным видам социальной активности // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 1. С. 124–141. https://doi.org/10.17759/sps.2022130108
  54. Гаврилова А. С., Таран В. Н. Интеллектуальные карты (ментальные карты). Применение интеллект-карт в учебной деятельности // Наука и перспективы. 2019. № 4. С. 3–8.
  55. СаенкоЮ. В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями. СПб. : Речь, 2010. 222 с.
  56. Kember D. A four-category scheme for coding and assessing the level of refl ection in written work // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2008. Vol. 33, iss. 4. P. 369–379. https://doi.org/10.1080/02602930701293355
  57. Ryan R., Niemiec С. P. Self-determination theory in schools of education: Can an empirically supported framework also be critical and liberating? // Theory and Research in Education. 2009. Vol. 7, iss. 2. P. 263‒272. https://doi.org/10.1177/1477878509104331
  58. Кожуховская Л. С., Позняк И. В. Рефлексивные техники, методы и приемы // Народная асвета. 2009. № 4. С. 6–36.
  59. Брыксина О. Ф. Дидактический потенциал инфографики: о полифункциональности в образовании // Поволжский педагогический вестник. 2020. Т. 8, № 2 (27). С. 85–92.
Поступила в редакцию: 
20.07.2022
Принята к публикации: 
09.09.2022
Опубликована: 
23.12.2022
Краткое содержание:
(загрузок: 37)