Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Кленова М. А. Проблемы и перспективы исследования социальной активности молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4. С. 319-325. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-4-319-325

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 85)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.62

Проблемы и перспективы исследования социальной активности молодежи

Авторы: 
Кленова Милена Александровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Цель исследования, представленного в статье, заключается в теоретическом обзоре статей, посвященных проблеме социальной активности и ее видов. Актуальность исследования социальной активности обусловлена необходимостью изучения психологических механизмов формирования, развития и форм ее проявления у молодежи в изменяющихся условиях социальной среды. Рассмотрены основные определения понятия социальной активности, представленные в междисциплинарном ракурсе. Новизна исследования заключается в изучении содержательной наполненности понятия социальной активности с подробным теоретическим анализом ее видов. Проведен теоретический обзор видов социальной активности. Изучены представления об альтруистической активности и волонтерской деятельности как видах социальной активности. Социально-политическая активность исследуется в контексте современных представлений о включенности молодежи в политическую жизнь общества. Интернет-сетевая активность как один из наиболее актуальных видов социальной активности изучается в контексте киберсоциализации. Предложены определение и основные отличительные особенности гражданской активности. Изучено представление о социально-экономической активности современной молодежи. Образовательно-развивающая, духовная и религиозная активность исследована в контексте современных научных представлений об этих видах социальной активности. Проведен теоретический обзор представлений о протестной, радикально-протестной и субкультурной активности молодежи. Намечены перспективы и возможности эмпирического исследования социальной активности молодежи. Обоснованы необходимость и научная значимость исследования взаимосвязи социальной активности с позиции системно-диахронического подхода, позволяющего выявить механизмы и детерминацию формирования и развития системы «личность–социальная среда». Выполненное теоретическое исследование позволяет раскрыть ряд перспектив дальнейшего эмпирического изучения социальной активности молодежи, связанного с построением схемы исследования видов социальной активности с учетом специфики ее проявления в современном обществе.

Список источников: 

1. Ковтун Н. М. Интенсивность, уровни и формы социальной активности в контексте социально-философской методологии исследования // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 1. Гісторыя і археалогія. Філасофія. Паліталогія. 2015. № 2 (197). С. 129–134.

2. Страдзе А. Э. Социальная активность в российском обществе : специфика проявления и критерии идентификации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 4. С. 87–91.

3. Социологический энциклопедический словарь : на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. М., 2000. 488 с.

4. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития) // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 164–176.

5. Бикметова Т. И. Волонтерство как способ реализации ценностных ориентаций молодежи // Вестн. Нижегородской правовой академии. 2016. № 8 (8). С. 11–12.

6. Белоус О. В., Спирина М. Л., Спирина О. Н. Волонтерство как психолого-педагогический ресурс личностного роста будущих педагогов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 3. С. 13–19.

7. Савастьина А. А. Досуговая деятельность студенческой молодежи как способ творческой самореализации личности // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1. С. 177–180.

8. Комарова М. С. Механизмы формирования и реализации общественно-политического потенциала российской молодежи : проблемы и интегративные условия // Управленческое консультирование. 2016. № 5 (89). С. 226–231.

9. Трофимова И. Н. Поколенческий фактор гражданской активности в российском обществе // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 2 (10). С. 5–17.

10. Чванова М. С., Анурьева М. С., Киселева И. А. Новые формы социализации студенческой молодежи в интернет-пространстве // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2017. Т. 22, № 6 (170). С. 32–40.

11. Плешаков В. А. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека // Вестн. Костром. гос. ун-та. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. Т. 16, № 2. С. 15–18.

12. Акбарова А. А. Оценка денег и экономического статуса как фактор экономического самоопределения современной молодежи // Психология в экономике и управлении. 2014. № 1. С. 45–49.

13. Ладная Л. А., Фролова Е. В. Современные образовательные технологии и формирование социальной активности молодежи // Новое поколение. 2018. № 1 (15). С. 66–74.

14. Макарова С. П. Читательская активность современной молодежи // Научная мысль. 2016. № 3 (21). С. 33–35.

15. Блягоз З. Н. Религиозность современной молодежи : основные социальные причины возрождения // Вестн. Майкоп. гос. технол. ун-та. 2013. № 2. С. 155–158.

16. Гусейнов А. Ш. Генезис радикальной протестной активности личности // Армия и общество. 2015. № 2 (45). С. 114–120.

17. Савченко И. В. Ценностные ориентации и молодежные субкультуры как отражение кризиса гуманистического мировоззрения // Общество XXI века : итоги, вызовы, перспективы. 2014. № 3. С. 64–69.

18. Шамионов Р. М. Социализация личности : системнодиахронический подход // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 27. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/782-shamionov27.html (дата обращения: 23.05. 2018).

19. Бочарова Е. Е. Современные тренды содержательных методов анализа процесса социализации личности // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 9. С. 58. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2013/9/bocharova.pdf DOI: http://doi.org/10.12731/2218-7405-2013-9-59 (дата обращения: 23.05.2018).

Опубликована: 
25.12.2018