Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Александрова Е. А., Ахметов С. И., Аттиа М. Р. Преимущества и направленность электронного взаимодействия в веб-обучении // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 4. С. 385-391. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-4-385-391

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 92)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.018.4

Преимущества и направленность электронного взаимодействия в веб-обучении

Авторы: 
Александрова Екатерина Александровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Ахметов Степан Идрисович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аттиа Мохамед Рамадан, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Электронное обучение (веб-обучение) является сравнительно новой активно развивающейся формой обучения и сферой научных исследований. Цель исследования, представленного в статье, состоит в описании преимущества электронного взаимодействия обучающего и обучаемого. Гипотеза исследования состояла в том, что разнонаправленное веб-обучение создает множество вариантов эффективного взаимодействия обучающихся и педагогов. Выделены потенциально равные возможности веб-обучения – свобода доступа (свободосообразность), гибкость (мобильность) обучения, возможность развиваться в ногу со временем (культуросообразность), снижение затрат на обучение, возможность определять критерии оценки знаний (объективность), индивидуализация выбора средств обучения (свободоспособность). Показана направленность электронного взаимодействия: а) активное взаимодействие учащегося и педагогов с содержанием: взаимодействие студентов с контентом; взаимодействие преподавателя с контентом; взаимодействие содержания с содержанием; б) личное и социальное взаимодействие с педагогом, родителями и сверстниками: взаимодействие ученика с педагогом; взаимодействие учащегося с учащимся; взаимодействие педагога с педагогом; в) взаимодействие с образовательной организацией в процессе навигации между интерфейсами их взаимодействия: взаимодействие учащегося с интерфейсом; взаимодействие преподавателя с интерфейсом; взаимодействие с программами, приложениями и сайтами; взаимодействие студента с самим собой. Предложены показатели определения уровня эффективности взаимодействия в веб-программах обучения – доступность, наличие обратной связи, валидность выполнения задания. Использование педагогом на практике разной направленности веб-обучения позволит обеспечить индивидуализацию выбора средств обучения (объективность, доступность, наличие обратной связи с учащимся), а также свободу доступа к информации, гибкость (мобильность) обучения, возможность развиваться в ногу со временем.

Список источников: 
  1. Woo Y., Reeves T. C. Meaningful interaction in webbased learning : A social constructivist interpretation // The Internet and Higher Education. 2007. Vol. 10, № 1. P. 15–25. DOI: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2006.10.005
  2. Роберт И. В. Современное состояние фундаментальных и прикладных исследований в области информатизации отечественного образования // Человек и образование. 2017. № 2 (51). С. 165–174.
  3. Ковальчук Т., Вишняков Р. Теоретические и методические аспекты использования кейс-технологии в профессиональной подготовке будущих педагогов // Людинознавчі студії. Серія «Педагогіка». 2019. № 8 (40). С. 27–42. DOI: https://doi.org/10.24919/2413-2039.8/40.164392
  4. Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Современные исследования виртуальной коммуникации : проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Т. 5. Вып. VII / под ред. В. С. Собкина. М. : Центр социологии образования РАО, 2000. С. 395–428.
  5. Кирколуп Е. Р., Кирколуп О. В., Лескова С. С., Пупырев Н. П., Трухачева Н. В. Организация интерактивного взаимодействия в электронном обучении // Преподаватель ХХI век. 2017. № 2, ч. 2. С. 72–83.
  6. Брылева В. А., Сафонова О. П. Технология организации и методического сопровождения электронной веб-ориентированной среды для учебного процесса гуманитарного профиля // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 2. DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2013-2-8
  7. Аминул Л. Б., Чайка Л. В. Электронное дистанционное обучение c использованием сервисов web 2.0 // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер. управление, вычисл. техн. информ. 2016. № 1. C. 98–104.
  8. Rozina I. N. Pedagogical communication in the electronic environment : theory, practice and development prospects// Educational Technology and Society. 2017. Vol. 7, no 2. P. 257–269.
  9. Ubiquitous and Mobile Learning in the Digital Age / eds. D. G. Sampson, P. Isaias, D. Ifenthaler, J. M. Spector. New York : Springer Science+Business Media, 2013. 294 p.
  10. Роберт И. В. Конвергентное образование : истоки и перспективы // Наука о человеке : гуманитарные исследования. 2018. № 2 (32). С. 64–76. DOI: https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2018.32.64
  11. Чумакова В. А. Понятие и условия эффективности электронного обучения [Электронный ресурс] // Педагогическое мастерство : материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, 20–23 ноября 2016 г.). М. : БукиВеди, 2016. С. 97–100. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11165/ (дата обращения: 26.03.2020).
  12. Гультяев А. К., Машин В. А. Уроки Web-мастера : технология и инструменты : практ. пособие. СПб. : КОРОНА принт, 2010. 448 с.
  13. Александрова Н. А. Повышение качества обучения заочников в информационно-образовательной среде педвуза // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2010. Т. 2, № 16. С. 25–27.
  14. Чванова М. С., Храмова М. В. Исследование особенностей общения пользователей в сети // Психологопедагогический журнал Гаудеамус. 2012. Т. 2, № 20. С. 47–51.
  15. Robert I. V., Mukhametzyanov I. Sh., Arinushkina A. A., Kastornova V. A., Martirosyan L. P. Forecast of the Development of Education Informatization // Revista Espacios. 2017. Vol. 38, no. 40. P. 32–39.
Опубликована: 
21.12.2020