Образец для цитирования:

Александрова Е. А., Ахметов С. И., Аттиа М. Р. Преимущества и направленность электронного взаимодействия в веб-обучении // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 4. С. 385-391. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-4-385-391


УДК: 
37.018.4
Язык публикации: 
русский

Преимущества и направленность электронного взаимодействия в веб-обучении

Аннотация: 

Электронное обучение (веб-обучение) является сравнительно новой активно развивающейся формой обучения и сферой научных исследований. Цель исследования, представленного в статье, состоит в описании преимущества электронного взаимодействия обучающего и обучаемого. Гипотеза исследования состояла в том, что разнонаправленное веб-обучение создает множество вариантов эффективного взаимодействия обучающихся и педагогов. Выделены потенциально равные возможности веб-обучения – свобода доступа (свободосообразность), гибкость (мобильность) обучения, возможность развиваться в ногу со временем (культуросообразность), снижение затрат на обучение, возможность определять критерии оценки знаний (объективность), индивидуализация выбора средств обучения (свободоспособность). Показана направленность электронного взаимодействия: а) активное взаимодействие учащегося и педагогов с содержанием: взаимодействие студентов с контентом; взаимодействие преподавателя с контентом; взаимодействие содержания с содержанием; б) личное и социальное взаимодействие с педагогом, родителями и сверстниками: взаимодействие ученика с педагогом; взаимодействие учащегося с учащимся; взаимодействие педагога с педагогом; в) взаимодействие с образовательной организацией в процессе навигации между интерфейсами их взаимодействия: взаимодействие учащегося с интерфейсом; взаимодействие преподавателя с интерфейсом; взаимодействие с программами, приложениями и сайтами; взаимодействие студента с самим собой. Предложены показатели определения уровня эффективности взаимодействия в веб-программах обучения – доступность, наличие обратной связи, валидность выполнения задания. Использование педагогом на практике разной направленности веб-обучения позволит обеспечить индивидуализацию выбора средств обучения (объективность, доступность, наличие обратной связи с учащимся), а также свободу доступа к информации, гибкость (мобильность) обучения, возможность развиваться в ногу со временем.

Библиографический список
  1. Woo Y., Reeves T. C. Meaningful interaction in webbased learning : A social constructivist interpretation // The Internet and Higher Education. 2007. Vol. 10, № 1. P. 15–25. DOI: https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2006.10.005
  2. Роберт И. В. Современное состояние фундаментальных и прикладных исследований в области информатизации отечественного образования // Человек и образование. 2017. № 2 (51). С. 165–174.
  3. Ковальчук Т., Вишняков Р. Теоретические и методические аспекты использования кейс-технологии в профессиональной подготовке будущих педагогов // Людинознавчі студії. Серія «Педагогіка». 2019. № 8 (40). С. 27–42. DOI: https://doi.org/10.24919/2413-2039.8/40.164392
  4. Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Современные исследования виртуальной коммуникации : проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Т. 5. Вып. VII / под ред. В. С. Собкина. М. : Центр социологии образования РАО, 2000. С. 395–428.
  5. Кирколуп Е. Р., Кирколуп О. В., Лескова С. С., Пупырев Н. П., Трухачева Н. В. Организация интерактивного взаимодействия в электронном обучении // Преподаватель ХХI век. 2017. № 2, ч. 2. С. 72–83.
  6. Брылева В. А., Сафонова О. П. Технология организации и методического сопровождения электронной веб-ориентированной среды для учебного процесса гуманитарного профиля // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 2. DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2013-2-8
  7. Аминул Л. Б., Чайка Л. В. Электронное дистанционное обучение c использованием сервисов web 2.0 // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер. управление, вычисл. техн. информ. 2016. № 1. C. 98–104.
  8. Rozina I. N. Pedagogical communication in the electronic environment : theory, practice and development prospects// Educational Technology and Society. 2017. Vol. 7, no 2. P. 257–269.
  9. Ubiquitous and Mobile Learning in the Digital Age / eds. D. G. Sampson, P. Isaias, D. Ifenthaler, J. M. Spector. New York : Springer Science+Business Media, 2013. 294 p.
  10. Роберт И. В. Конвергентное образование : истоки и перспективы // Наука о человеке : гуманитарные исследования. 2018. № 2 (32). С. 64–76. DOI: https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2018.32.64
  11. Чумакова В. А. Понятие и условия эффективности электронного обучения [Электронный ресурс] // Педагогическое мастерство : материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, 20–23 ноября 2016 г.). М. : БукиВеди, 2016. С. 97–100. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11165/ (дата обращения: 26.03.2020).
  12. Гультяев А. К., Машин В. А. Уроки Web-мастера : технология и инструменты : практ. пособие. СПб. : КОРОНА принт, 2010. 448 с.
  13. Александрова Н. А. Повышение качества обучения заочников в информационно-образовательной среде педвуза // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2010. Т. 2, № 16. С. 25–27.
  14. Чванова М. С., Храмова М. В. Исследование особенностей общения пользователей в сети // Психологопедагогический журнал Гаудеамус. 2012. Т. 2, № 20. С. 47–51.
  15. Robert I. V., Mukhametzyanov I. Sh., Arinushkina A. A., Kastornova V. A., Martirosyan L. P. Forecast of the Development of Education Informatization // Revista Espacios. 2017. Vol. 38, no. 40. P. 32–39.
Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 9)
Краткое содержание (на английском языке):
(downloads: 9)