Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Финогеева Т. Е. Методологические подходы к исследованию генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ веке // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 1. С. 4-15. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-1-4-15, EDN: VEXXCG

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 23)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
373.016:331
EDN: 
VEXXCG

Методологические подходы к исследованию генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ веке

Авторы: 
Финогеева Татьяна Евгеньевна, Луганский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Актуальность изучения методологических подходов к исследованию генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. обусловлена необходимостью усовершенствования научного аппарата историко-педагогических исследований, сложность которых заключается в их дуализме – сочетании элементов научного поиска в области педагогики и истории. В настоящее время одним из наиболее востребованных является технологическое образование, значение которого переосмыслено в свете обновления требований к выпускнику общеобразовательного учреждения, который должен не только обладать способностью к преобразованию материала (информации), но быть готовым к устойчивому саморазвитию в условиях преобразования техногенной среды. В этой связи особую важность приобретает изучение опыта технологического / трудового обучения школьников в ХХ в., и особенно в период СССР как государства, в котором человек труда являлся смыслообразующим фактором государственной системы. Однако данное исследование должно строиться на обоснованном подборе методологических подходов, которые позволят осуществить комплексное исследование и получить валидные выводы. Цель: выявить и теоретически обосновать комплекс методологических подходов, позволяющих осуществить всестороннее исследование генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. Предположительно выявленные методологические основы позволяют осуществить многовекторное исследование генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. и на научной основе совершенствовать процесс технологического образования школьников на современном этапе. Методы (инструменты): теоретический анализ историко-педагогических исследований и нормативно-правовых актов, анализ результатов исследования выбранного исторического периода. Основные результаты: расширено научное представление о гносеологических возможностях культурологического, аксиологического, системного, исторического подходов в исследовании генезиса системы технологического / трудового образования школьников. Представлено авторское видение системы технологического / трудового образования школьников как педагогического явления. Выводы: выявленный и теоретически обоснованный комплекс методологических подходов позволяет осуществить всестороннее исследование генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть полезны в процессе разработки современной концепции системы технологического образования, обновления содержания технологического образования.

Список источников: 
  1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_454050/ (дата обращения: 13.09.2023).
  2. О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 (ред. от 15.03.2021). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/ (дата обращения: 29.06.2023).
  3. Овечкин В. П. Содержание технологического образования: основания, принципы, условия проектирования. М. ; Ижевск : R&C Dinamics, 2005. 217 с.
  4. Арефьев И. П. Технологическое образование в теоретико-методологическом контексте. Saarbrücken, Germany : Palmarium Academic Publishing, 2013. 202 с.
  5. Глозман Е. С., Глозман А. Е., Махотин Д. А., Нагель О. И. Метод проектов в технологическом образовании. М. : ГОУ «Педагогическая академия», 2010. 207 с.
  6. Тигров В. П. Развитие творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2008. 40 с.
  7. Ряхимова Е. Г. Развитие содержания технологической подготовки обучающихся в истории школы и педагогики: конец XIX ‒ XXI век : дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 154 с.
  8. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. 304 с.
  9. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 144 с.
  10. Сластенин В. А. и др. Педагогическая аксиология. Красноярск : Сибирский гос. технологический ун-т, 2008. 293 с.
  11. Антонив Т. М. Научно-педагогическое обоснование системы трудового обучения в неполной средней школе: дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1984. 272 с.  
  12. Симоненко В. Д., Ретивых М. В., Матяш Н. В. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты: Книга для учителя. Брянск : Изд-во БГПУ ; Технология, 1999. 230 с.
  13. Хотунцев Ю. Л. Проблемы технологического образования в Российской Федерации. М. : Прометей, 2019. 179 с.
  14. Эхов С. Ф. Система взаимодействия школы и учебно-производственного комбината в педагогическом руководстве производительным трудом школьников: дис. ... канд. пед. наук. Л., 1985. 236 с.
  15. Юдин Э. Г. Методология науки. Cистемность. Деятельность. М. : Эдиториал УРСС, 1997. 444 с.
  16. Понкин И. В., Лаптева А. И. Методология научных исследований и прикладной аналитики : учебник. 3-е изд., доп. и перераб. М. : Буки Веди, 2022. 754 с.
  17. Бюльте Р. Совершенствование управления объективной и субъективной сторонами культуры труда, изменяющимися под воздействием научнотехнического прогресса: дис. ... канд. экон. наук. М., 1984. 230 с.
  18. Захарова Л. В. Культура труда как фактор экономического роста: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Челябинск, 2009. 27 с.
  19. Литвин Р. И. О культуре в системе культуры труда // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. 2021. № 1 (43). С. 237‒241. EDN: VNFDFE
  20. Пак И. К. Исследование тенденций развития отношения к труду в условиях развитого социализма: социологический аспект: дис. ... канд. филос. наук. Алма-Ата, 1983. 163 с.
  21. Темирбекова Ж. А., Смирнова Е. В. Трудовые ценности: генезис и эволюция взглядов // Вестник КазНУ. Серия экономическая. 2014. Т. 105, №. 5. С. 30‒37.
  22. Лапшов В. А. Основы социологического исследования отношения к труду как фактора развития социальных институтов российского общества в начале XXI века // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017. Т. 7, № 1 (25). С. 32‒41. EDN: XUZQEB
  23. Дубина А. Ш., Рожкова Л. В. Ценность труда у современной молодежи Приволжского, Центрального, Северо-Западного и Крымского федеральных округов // Системное обеспечение условий достойного труда : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. В. И. Мельников. Новосибирск : Сибирский государственный университет путей сообщения, 2020. С. 15‒19. EDN: YKCZQY
  24. Рассадина Т. А. Профессиональные намерения старшеклассников Ульяновской области // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 4 (64). С. 19‒37. https://doi.org/10.21685/2072-3016-2022-4-2
  25. Зарецкий А. Д., Иванова Т. Е. Аксиологические и акмеологические основания эволюции трудовых ценностей // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 12-2. С. 74‒81. https://doi. org/10.17513/vaael.878 
  26. Шарафутдинова Д. Р., Янбеков Э. Р. Проблема трансформации трудовых ценностей в условиях цифровой экономики // People-management в условиях цифровой трансформации экономики : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. Ш. Галимова. Уфа : Башкирский государственный университет, 2019. С. 142‒143.
  27. Максимова Е. А. Концепция развития профессионального образования в России при смене научнотехнологических укладов: дис. ... д-ра пед. наук. Саратов, 2021. 346 с.
  28. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М. : [Б. и.], 1993. 75 с.
  29. Магун В. С. Российские трудовые ценности: идеология и массовое сознание // Мир России. Социология. Этнология. 1998. Т. 7, № 4. С. 113‒144. EDN: VCZIVQ
  30. Чарыев И. Система трудового воспитания школьников в условиях хлопкосеющих районов: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1984. 500 с.
  31. Нивья А. А. Взаимосвязь трудового воспитания и профессиональной ориентации в системе подготовки учащихся к труду: дис. … канд. пед. наук. Минск, 1984. 152 с.
  32. Кривко Я. П. Методологические подходы в историко-педагогическом исследовании на примере изучения становления и развития отечественной системы управления качеством обучения школьников (1917‒2014 гг.) // Вестник Луганского национального университета имени Владимира Даля. 2020. № 1 (31). С. 54‒60. EDN: WIFFKA
Поступила в редакцию: 
16.07.2023
Принята к публикации: 
15.12.2023
Опубликована: 
31.03.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 10)