Образец для цитирования:

Бочарова Е. Е. Культурно-исторические факторы детерминации направленности социальной активности молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 4. С. 348-361. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-4-348-361


УДК: 
316.6
Язык публикации: 
русский

Культурно-исторические факторы детерминации направленности социальной активности молодежи

Аннотация: 

Целью исследования, представленного в статье, является эмпирическое изучение культурно-исторических факторов детерминации направленности социальной активности учащейся молодежи. Эмпирическое исследование выполнено на выборке учащейся молодежи (N = 236), в числе которой представлены старшеклассники общеобразовательных школ (n = 118) и студенты вузов (n = 118) г. Саратов и Саратовской области, с применением анкеты, направленной на регистрацию различных форм социальной активности и степени их выраженности (Р. М. Шамионов, И. В. Арендачук, Е. Е. Бочарова, М. В. Григорьева и др.); методики «Шкала культурных ценностей» (Г. Ховстеде, модификация Н. М. Лебедевой и А. Н. Татарко) для измерения параметров психологических характеристик культуры; «Морфологического теста жизненных ценностей» (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина) для регистрации предпочтений жизненных сфер в реализации социальной активности. Предположительно наличие дифференциации функционального проявления культурно-исторических факторов в детерминации локуса направленности социальной активности в зависимости от социального контекста. Зафиксирована динамика в проявлении факторов ценностно-культурной детерминации направленности социальной активности личности в зависимости от ее социальновозрастного статуса. Ориентация на ценности социального равенства выступает фактором инициирования социальной активности старшеклассниками досуговой, социально-политической направленности и активности студентов интернет-сетевой направленности. Ориентация старшеклассников на ценности маскулинности является фактором актуализации образовательно-развивающей активности и дезактуализации протестной, радикально-протестной, субкультурной, социально-экономической форм активности старшеклассников в сфере образования. Ориентация студентов на ценности феминности приводит к дезактуализации активности протестной направленности и актуализации религиозных инициатив. Культурная ориентация студентов на ценности коллективизма обусловливает инициирование активности досуговой и альтруистической направленности, а также активности протестной, субкультурной, радикально-протестной направленности в сфере общественной жизни. Ориентация старшеклассников на ценности индивидуализма блокирует их образовательно-развивающие инициативы. Ориентация на ценности избегания неопределенности и риска приводит к актуализации протестной активности старшеклассников и альтруистической активности студентов.

Библиографический список
  1. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 408 с.
  2. Троцук И. В., Сохадзе К. Г. Социальная активность молодежи : подходы к оценке форм, мотивов и факторов проявления в современном российском обществе // Вестн. РУДН. Серия : Социология. 2014. № 4. С. 58–74.
  3. Шамионов Р. М. Социальная активность личности и группы: определение, структура и механизмы // Вестн. РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2018. Т. 15, № 4. С. 379–394. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-4-379-394
  4. Сергиенко Е. А. Развитие идей психологии субъекта А. В. Брушлинского : системно-субъектный подход // Личность и бытие : субъектный подход / под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, И. Рябикиной. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 54–58.
  5. Шамионов Р. М. Социализация личности: системно-диахронический подход // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27 [Электронный журнал]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/782-shamionov27.html (дата обращения: 13.05.2019).
  6. Арендачук И. В. Динамика ценностно-смысловых характеристик социальной активности современной молодежи // Вестн. РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2018. № 3. С. 287–307. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-287-307
  7. Бочарова Е. Е. Структурная организация регулятивных факторов различных форм социальной активности молодежи // Вестн. Удмурт. ун-та. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 28, вып. 4. С. 383–389.
  8. Соколова Е. С. Социальная активность современной российской молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 197–202.
  9. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Культура как фактор общественного прогресса. М. : ЗАО «Юстицинформ», 2009. 408 с.
  10. Hofstede G., McCrae R. R. Personality and Culture Revisited: Linking Traits and Dimensions of Culture // CrossCultural Research. 2004. Vol. 38, № 1. February. P. 52 –88.
  11. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие : социальнопсихологические проблемы. М. : Изд-во Московского университета, 1990. 240 с.
  12. Триандис Гарри С. Культура и социальное поведение: учебное пособие. М. : ФОРУМ. 384 с.
  13. Сопов В. Ф., Карпушина Л. В. Морфологический тест жизненных ценностей : Руководство по применению : метод. пособие. Самара : Изд-во СамИКП – СНЦ РАН, 2002. 56 с.
  14. Хухлаев О. Е. Как говорить об «иных»? или Измерения культуры в сфере образования // Школьный психолог. 2019. № 20. С. 16–31.
  15. Ирхен И. И. Ресурсный потенциал культуры России : историко-доминантная ретроспектива // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. 2015. № 2 (42). С.112–117.
Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 13)
Краткое содержание (на английском языке):
(downloads: 11)