Для цитирования:
Воробьева И. В., Кружкова О. В. Формирование границ субъектности в дошкольном возрасте: предикторы и специфика // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4. С. 368-371. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-4-368-371
Формирование границ субъектности в дошкольном возрасте: предикторы и специфика
Изложены теоретические положения, касающиеся становления субъекта в детском возрасте и вариантов проявления границ субъектности. Показано, что детско-родительские отношения играют главную роль в формировании границ субъектности. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке детей дошкольного возраста (n = 65, 4–6 лет) и их родителей (n = 65, 25–46 лет) с применением диагностического инструментария: «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столина), методика «Родительскодетские отношения (PARI – parental attitude research)» (Е. С. Шефера, Р. К. Белла в адаптации Т. В. Нещерет), метод наблюдения с использованием авторской карты наблюдения (И. В. Воробьевой, Е. А. Васильевой) и экспертных оценок. Установлено, что ряд деструктивных типов родительского воспитания может приводить к искажению границ субъектности ребенка, провоцирующих развитие у него девиантного поведения в более поздние возрастные периоды. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в создании рекомендаций по оптимизации семейного воспитания для профилактики возникновения деструкций поведения и деформаций границ субъектности ребенка.
1. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2002. 656 c.
2. Vorobyeva I. V., Kruzhkova O. V. Parent-child relationship and the development of a child’s vandal activity. Abstracts of 28th international congress of applied psychology (8–13 Julu 2014, Paris, France). URL: https://b-com.mcigroup.com/Abstract/Statistics/AbstractStatistics ViewPage. aspx?AbstractID=184410 (дата обращения: 14.09.2014).