Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Воробьева И. В., Кружкова О. В. Формирование границ субъектности в дошкольном возрасте: предикторы и специфика // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4. С. 368-371. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-4-368-371

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 107)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.922.7

Формирование границ субъектности в дошкольном возрасте: предикторы и специфика

Авторы: 
Воробьева Ирина Владимировна, Уральский государственный педагогический университет
Кружкова Ольга Владимировна, Уральский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Изложены теоретические положения, касающиеся становления субъекта  в  детском  возрасте  и  вариантов  проявления  границ субъектности.  Показано,  что  детско-родительские  отношения играют  главную  роль  в  формировании  границ  субъектности. Представлены  результаты  эмпирического  исследования,  выполненного  на  выборке  детей  дошкольного  возраста  (n = 65, 4–6 лет)  и  их  родителей  (n = 65,  25–46 лет)  с  применением диагностического  инструментария:  «Опросник  родительского  отношения»  (А. Я. Варга,  В. В. Столина),  методика  «Родительскодетские отношения (PARI – parental attitude research)» (Е. С. Шефера, Р. К. Белла в адаптации Т. В. Нещерет), метод наблюдения  с  использованием  авторской  карты  наблюдения (И.  В.  Воробьевой,  Е.  А.  Васильевой)  и  экспертных  оценок. Установлено, что ряд деструктивных типов родительского воспитания  может  приводить  к  искажению  границ  субъектности ребенка, провоцирующих развитие у него девиантного поведения в более поздние возрастные периоды. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в создании рекомендаций по оптимизации семейного воспитания для профилактики  возникновения  деструкций  поведения  и  деформаций границ субъектности ребенка.

Список источников: 

1. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2002. 656 c.

2. Vorobyeva I. V., Kruzhkova O. V. Parent-child relationship and the development of a child’s vandal activity. Abstracts of 28th international congress of applied psychology (8–13 Julu 2014, Paris, France). URL: https://b-com.mcigroup.com/Abstract/Statistics/AbstractStatistics ViewPage. aspx?AbstractID=184410 (дата обращения: 14.09.2014).

Опубликована: 
17.12.2014
Краткое содержание:
(загрузок: 83)