Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Бочарова Е. Е. Этико-психологические факторы социальной активности современной молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 1. С. 45-52. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-1-45-52

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 108)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.62

Этико-психологические факторы социальной активности современной молодежи

Авторы: 
Бочарова Елена Евгеньевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Целью исследования, представленного в статье, является эмпирическое изучение соотношения характеристик нравственного самоопределения и разных форм социальной активности молодежи. В исследовании приняли участие представители учащейся молодежи (N = 236): старшеклассники общеобразовательных школ (n = 118) и студенты вузов (n = 118) г. Саратова и Саратовского региона (Россия) в возрасте 17–19 лет. В качестве методического инструментария применены: анкета, направленная на регистрацию разных форм социальной активности и степени их выраженности (Р. М. Шамионов, И. В. Арендачук, Е. Е. Бочарова и др.), и методика «Нравственное самоопределение личности» (А. Е. Воробьева, А. Б. Купрейченко) для фиксации характеристик нравственного самоопределения. Гипотезой исследования выступило предположение о наличии разнонаправленной взаимосвязи меры выраженности параметров нравственного самоопределения и самооценки разных форм социальной активности. Признание значимости морали и нравственности выступает положительным предиктором альтруистической и образовательно-развивающей форм активности школьников и отрицательным предиктором в случае актуализации социально-экономической активности студентов. Зафиксирована позитивная динамика в частоте проявления взаимосвязей параметров нравственного самоопределения и форм социальной активности – от минимального количества у представителей школьной молодежи к их увеличению среди студенческой молодежи. В прикладном аспекте представленные материалы могут быть реализованы в практике консультативных служб образовательных учреждений и организации социально полезной деятельности молодежи.

Список источников: 
  1. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. 436 с.
  2. Журавлев А. Л., Юревич А. В. Нравственные проблемы современной России // Нравственность современного российского общества : психологический анализ / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 5–21.
  3. Харланова Е. М. Исследование социальной активности студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 5 (10). С. 173–178.
  4. Купрейченко А. Б., Воробьева А. Е. Нравственное самоопределение молодежи. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 480 с.
  5. Воловикова М. И. Представления русских о нравственномидеале. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 312 c.
  6. Иващенко А. В., Чхиквадзе Т. В., Дарбинян А. Г. Проблема принятия морально-нравственного решения в зарубежной психологии // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 1. C. 12–18.
  7. Арендачук И. В. Взаимосвязь нравственного самоопределения и ценностных ориентаций личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-6. С. 49–52.
  8. Гостев А. А. Психологические и духовно-нравственные проблемы современного человека : риски-угрозывызовы // Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5, № 4 (20). С. 35–66. DOI: https://doi.org/10.38098/ipran.sep.2020.20.4.002
  9. Зиновьева Д. М. Нравственное самоопределение в отношениях с другими людьми и психологическое благополучие молодежи // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. Т. 5, № 1. С. 51 [Электронный ресурс]. URL: http:// mir-nauki.com/PDF/55PSMN117.pdf (дата обращения: 10.09.20).
  10. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Психология глобальных рисков. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. 402 с.
  11. Коркия Э. Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи как фактор безопасности России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2010. № 3. С. 167–168.
  12. Балог А. И. Социальная активность студенческой молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7, № 6, ч. 2. С. 143–146. DOI: https://doi.org/10.17748/2075-2015-7-6/2-143-146
  13. Бочарова Е. Е. Нравственное самоопределение старшеклассников в условиях изменяющегося общества // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2017. Т. 14, № 1. С. 52–63. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-1-52-63
  14. Шамионов Р. М. Социальная активность личности и группы : определение, структура и механизмы // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15, № 4. С. 379–394. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-4-379-394
  15. Сохадзе К. Г. Социальная активность российской молодежи : масштабы и факторы сдерживания // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2017. Т. 17, № 3. С. 348–363. DOI: https://doi.org/10.22363/231322722017173348363
  16. Бочарова Е. Е. Регулятивные и мировоззренческие факторы различных форм социальной активности молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4 (28). С. 333–345. https://doi.org/10.18500/2304- 9790-2018-7-4-333-345
  17. Арендачук И. В. Субъектно-деятельностные детерминанты образовательно-развивающей активности учащейся молодежи // Образование и саморазвитие. 2020. Т. 15, № 2. С. 103–119. DOI: https://doi.org/10.26907/esd15.2.09
  18. Мельникова А. С. Социальная активность в объектнопредметном поле отечественных исследований : опыт контент-анализа // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 8. С. 82–90.
  19. Кленова М. А. Протестная активность и ее психологическое содержание в контексте социально-политической активности молодежи // Изв. Сар. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019, Т. 8, вып. 4 (32). С. 362–367. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-4-362-367
  20. Бочарова Е. Е. Взаимосвязь нравственного самоопределения и карьерных ориентаций у представителей студенческой молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 449–453. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2017-17- 4-449-453
Поступила в редакцию: 
07.10.2020
Принята к публикации: 
13.12.2020
Опубликована: 
31.03.2021