Для цитирования:
Арендачук И. В. Деятельностные характеристики социальной активности молодежи разных возрастных групп // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 2. С. 148-161. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-2-148-161
Деятельностные характеристики социальной активности молодежи разных возрастных групп
Актуальность исследования связана с недостаточной изученностью форм социальной активности личности во взаимосвязи с характеристиками соответствующей им деятельности и особенностей проявления этой взаимосвязи в разных возрастных группах молодежи. Его цель – выявление наиболее типичных сфер проявления социальной активности молодежи в динамике возрастного развития в соотнесении с характеристиками реализуемой в них деятельности. Выборка исследования (n = 189; 42% юноши и 58% девушки) была разделена по возрасту на три группы (поперечные срезы): молодежь в возрасте 15–17 лет (n = 77; учащиеся школ и колледжей); 18–21 год (n = 62; студенты вузов); 22–25 лет (n = 50; работающая молодежь). В качестве методического инструментария использовалась авторская анкета, надежность которой подтверждена статистическими критериями: альфа Кронбаха (0,967); стандартизированное альфа (0,968); средняя корреляция между позициями (0,694). Показано, что, независимо от возраста, основными сферами проявления социальной активности молодежи являются досуговая, интернет-сетевая и образовательно-развивающая. В эти сферы жизнедеятельности вовлечено наибольшее число представителей молодежи, и именно в них наблюдается выраженное проявление основных деятельностных характеристик. Установлено, что возраст является фактором, детерминирующим проявление деятельностных характеристик социальной активности (содержание деятельности, ответственность перед собой, стремление к успеху и самоутверждение, преодоление сомнений и страхов, выполнение требований общества) в альтруистической, гражданской, субкультурной, протестной и радикально-протестной формах ее выражения. Определено, что в возрасте 15–17 лет социальная активность проявляется в большем количестве форм социальной активности, которые направлены на социально ориентированную деятельность (процесс и содержание деятельности, выполнение требований общества, проявление личной ответственности). В возрасте 18–21 лет число форм социальной активности, актуальных для молодежи этой группы, несколько снижается, и в целом она ориентирована на личные предпочтения и саморазвитие. В возрасте 22–25 лет тенденция к снижению сохраняется, а социальная активность направлена на осуществление деятельности по удовлетворению личностью своих интересов и потребностей. Эта тенденция заметна и во взаимосвязи форм социальной активности и соответствующих им деятельностных характеристик: к возрасту 22–25 лет число форм социальной активности уменьшается, но их обусловленность включенностью в деятельность возрастает. Результаты исследования могут быть использованы при организации разных видов социально полезной деятельности молодежи с учетом ее возрастных особенностей.
1. Шамионов Р. М. Социальная активность личности и группы: определение, структура и механизмы // Вестн. РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2018. Т. 15, № 4. С. 379–394. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-4-379-394
2. Шатыр Ю. А., Улесикова И. В., Мулик И. Г., Булатецкий С. В., Мулик А. Б. Разработка критериев и показателей фенотипической индивидуализации социальной активности человека // Рос. мед.-биол. вестн. им. акад. И. П. Павлова. 2017. Т. 25, № 4. С. 521–527. DOI: https://doi.org/10.23888/PAVLOVJ20174521-537
3. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Социальная активность личности (уровни, критерии, типыи пути ее развития) // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 164–176. DOI: https://doi.org/10.17805/zpu.2015.4.15
4. Харланова Е. М. Исследование социальной активности студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 5 (10). С. 173–178.
5. Бережная И. Ф., Зыкова А. О. Содержание категории «социальная активность» в психологии и педагогике // Вестн. Воронеж. гос. техн. ун-та. 2012. Т. 8, № 10-2. С. 171–177.
6. Палаткина Г. В., Азизова Л. В. Структурные компоненты социальной активности студентов // Теория и практика общественного развития. 2012. № 7. С. 85–87.
7. Баранова Г. В., Баранов А. А. Социальная активность (опыт методологического анализа) // Вестн. РГГУ. Серия : Философия. Социология. Искусствоведение. 2013. № 2 (103). С. 233–242.
8. Мулик А. Б., Антонов Г. В., Мулик И. Г. Социальная активность как феномен проявления фенотипических признаков человека // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7 : Философия. Социология и социальные технологии. 2015. № 4 (30). С. 158–167. DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu7.2015.4.21
9. Zhechev Z. Theoretical research approaches to fi nding the interconnection between socialization and social activity // SociоBrains. 2015. Iss. 5. Р. 48–53. URL: http://sociobrains.com/website/ (дата обращения: 29.01.2019).
10. Сохадзе К. Г. Социальная активность российской молодежи : масштабы и факторы сдерживания // Вестн. РУДН. Серия : Социология. 2017. Т. 17, № 3. С. 348–363. DOI: https://doi.org/10.22363/231322722017173348363
11. Колесникова М. В. Педагогические исследования в области социальной активности личности // Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. № 298. С. 176–178.
12. Жмаков А. А. Развитие социальной активности личности студента – будущего педагога в системе высшего профессионального образования // Общество : социология, психология, педагогика. 2017. № 5. С. 110–112. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2017.5.27
13. Иваненков С. Г., Кострикин А. В. Проблемы исследования социальной активности молодежи // Credo new. 2009. № 3. С. 82–100.
14. Beck U. Kinder der Freiheit. Frankfurt am Main : Suhrkamp, 1997. 403 р.
15. Jeznik K. Družbene podobe o mladih kot izziv za mentorsko delo // Andragoška spoznanja. 2016. L. 22. Št. 2. Р. 39–52. DOI: https://doi.org/10.4312/as.22.2.39-52
16. Grasso M. Young People’s Political Participation in Europe in Times of Crisis // Pickard S., Bessant J., eds. Young People Re-Generating Politics in Times of Crises. Palgrave Studies in Young People and Politics. London : Palgrave Macmillan, Cham., 2018. Р. 179–196. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-58250-4_10
17. Subhanov N. Peculiarities of youth developing in the conditions of forming of civil society // European science review. 2017. № 1–2. Р. 171–173. DOI: http://dx.doi.org/10.20534/ESR-17-1.2-171-173
18. Балог А. И. Социальная активность студенческой молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7, № 6–2. С. 143–146.
19. Троцук И. В., Сохадзе К. Г. Социальная активность молодежи : подходы к оценке форм, мотивов и факторов проявления в современном российском обществе // Вестн. РУДН. Серия : Социология. 2014. № 4. С. 58–73.
20. Мельникова А. С. Социальная активность в объектнопредметном поле отечественных исследований : опыт контент-анализа // Международныйжурнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 8. С. 82–90.
21. Арендачук И. В. Динамика ценностно-смысловых характеристик социальной активности современной молодежи // Вестн. РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2018. Т. 15, № 3. С. 287–307. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-287-307
22. Арендачук И. В. Ценностно-смысловые характеристики социальной активности молодежи в зависимости от форм ее проявления // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 425–432. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-4-425-432
23. Арендачук И. В. Ценностно-смысловые факторы социальной активности молодежи в разных условиях жизнедеятельности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4. С. 346–358. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-346-358
24. Шамионов Р. М. Социализация личности : системнодиахронический подход // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. С. 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/782-shamionov27.html (дата обращения: 26.01.2019).
25. Бочарова Е. Е. Регулятивные и мировоззренческие факторы различных форм социальной активности молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4. С. 333–345. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790- 2018-7-4-333-345