Для цитирования:
Толочек В. А. «Акме»: пространство и время проявления феномена // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 3. С. 204-213. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-3-204-213
«Акме»: пространство и время проявления феномена
Обсуждается содержание феномена «акме», выделены «открытые вопросы», отсутствие ответов на которые препятствует его изучению: темпоральные параметры акме, мера и характер интеграции качеств человека, уникальность и стабильность психических структур, роль окружения и характер включенности активности человека в деятельность социальных групп и др. Цель статьи – постановка вопросов поиска и выделения пространственных и темпоральных параметров проявления феномена «акме». На основании критического анализа научной и художественной литературы рассмотрены ключевые аспекты акме, такие как: 1) интеграция «внутренних условий» человека и условий окру- жения – интрасубъектных, интерсубъектных и внесубъектных ресурсов; 2) временные ? детерминанты состояния «акме»: темпоральные параметры интеграции интерсубъектных ресурсов, детерминанты структур психических состояний, неповторяемость этих структур, амбивалентность социального опыта человека. Обращается внимание на: выраженную динамичность формируемых у человека психических структур, их подчиненность/ориентированность на характер предстоящей деятельности и решаемых задач; динамику ситуации деятельности; участие человека в деятельности разных социальных групп с исполнением им вполне определенных социальных ролей и специфических функций; связи такой дифференцированности социальной активности человека и его социальной успешности; различие условий социальной макро-, мезо- и микросреды в их воздействии на разных людей; действительность форм проявления, или стадий «микроакме» и «мезоакме», и неочевидность или редкость стадий «макроакме»; принципиальную неповторяемость синергии активности, деятельности, личностных особенностей людей, включенных в социальные группы, и др. Предложены варианты программ дальнейшего изучения феномена, условно определенные как ресурсный и дифференциальный подходы.
1. Толочек В. А. Социализация в квадрате : локализация феномена «акме» и его вероятные детерминанты // Мир психологии. 2005. № 4. С. 50–64.
2. Толочек В. А. Акмеология : баланс методологии и эмпирики и перспективы развития // Акмеология. 2004. № 2. С. 6–11.
3. Толочек В. А. Феномен «акме» : личность, успешность, среда (окружение) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1 (13). С. 16–21.
4. Толочек В. А. Социальная успешность человека : внесубъектные и интерсубъектные ресурсы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2 (14). С. 115–123.
5. Акмеология : учеб. пособие / под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2002. 681 с.
6. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология. СПб., 2003. 256 с.
7. Леонтьев Д. А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития : историко-критический анализ // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2002. С. 13–46.
8. Родионов А. В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М., 1983. 112 с.
9. Толочек В. А. Стили деятельности : ресурсный подход. М., 2015. 366 с.
10. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994. 61 с.
11. Пряжников Н. С. Психология элиты. М. ; Воронеж, 2011. 320 с.
12. Пряжников Н. С. Психология маленького человека. М. ; Воронеж, 2011. 184 с.
13. Карцев В. П. Социальная психология науки и проблемы историко-научных исследований. М., 1984. 312 c.
14. Юревич А. В. Социальная психология науки. СПб., 2001. 352 с.
15. Васильева И. И. Предотвращение эмоциональных конфликтов как задача инженерно-психологического проектировании // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики : сб. ст. Вып. 6. под ред. А. А. Обознова, А. Л. Журавлева. М., 2014. С. 161–171.
16. Шигаев А. С. Хоккей. М., 2012. 218 с.
17. Волкова Е. В. Технологии развития ментальных ре- сурсов. М., 2016. 256 с.
18. Толочек В. А. Феномен «ресурсы» : стадии и ситуации актуализации условий среды как ресурсов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 1 (21). С. 15–23.
19. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психолoгия. 2-е изд. М., 2011. 498 с.
20. Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». М., 1991. 80 с.
21. Капцов А. В. Личностное и интеллектуальное развитие студентов в условиях учебной группы совре- менного вуза. Самара, 2011. 214 с.
22. Кибальченко И. А. Психологические основы органи- зации учебно-познавательного опыта учащихся. М., 2010. 414 с.
23. Колесникова Е. И. Личностные и ценностные аспекты саморегуляции субъектов образовательного процесса в вузе // Вестн. Самар. гум. акад. Сер. Психология. 2012. № 1 (11). С. 9–26.
24. Бочарова Е. Е. Самоопределение личности как субъекта профессиональной социализации // Проблемы социальной психологии личности : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 10. Саратов, 2012. С. 121–128.
25. Лобанова Ю. И. Психология безопасного автовожде- ния. СПб., 2016. 242 с.
26. Шамионов Р. М. О некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации // Мир психологии. 2010. № 1. С. 237–249.