Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


эффекты

Глобализация и представления субъектов о карьере: реальность, иллюзии, возможности и ограничения

Актуальность проблемы: увеличение продолжительности трудовой жизни человека создает социально и личностно значимую «вторую реальность» – представление человека о себе, о профессии, успешности и пр. Цель: изучение представлений субъекта о карьере. Гипотезы: 1) представления субъекта о карьере (как эволюции профессионально-трудовой жизни) выступают регулятором динамики процессов его возрастной профессиональной эволюции; 2) социальный опыт и личностные особенности выступают «внутренними условиями», определяющими представления субъекта о карьере.

Профессиональная карьера: синергетический подход. Часть 2

Статья продолжает цикл работ (2017–2019) по проблеме карьеры (профессиональной карьеры). Феномен «профессиональная карьера» в методологии синергетического подхода рассматривается как открытая, неустойчивая система. Предмет исследования: возрастная динамика профессионализма и его составляющих (креативности, стиля деятельности, стиля руководства) у субъектов в возрастном интервале от 25 до 55 лет.

Профессиональная карьера: синергетический подход. Часть 1

Статья продолжает цикл работ по проблеме карьеры (профессиональной карьеры). Рассматриваются феномен «профессиональная карьера», его историческая эволюция, сложности полноценной и адекватной научной экспликации, методология изучения, ряд аспектов проблемы в границах средств и возможностей синергетического подхода. Предмет исследования: карьера (профессиональная в частности) как социальный, социально-психологический и психологический (субъектный, личностный) феномен. Метод: историко-теоретический анализ.

Профессиональная карьера: линейно-стадиальный и стадиально-процессуальный подходы

Цель представленного в статье исследования: историко-теоретический анализ научных концепций периодизации развития человека (как субъекта деятельности, как личности). Рассмотрен феномен «профессиональная карьера», сложности его полноценной и адекватной научной экспликации. Проанализированы широко известные концепций периодизации развития человека (З. Фрейда, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Р. Кегана, Ж. Пиаже, Ш. Бюллер, Э. Эриксона), концепции периодизации развития человека как субъекта труда (Д. Сьюпера, Е. А. Климова, В. А. Бодрова, Ю. П. Поваренкова, Р.

«Акме»: пространство и время проявления феномена

Обсуждается содержание феномена «акме», выделены «открытые вопросы», отсутствие ответов на которые препятствует его изучению: темпоральные параметры акме, мера и характер интеграции качеств человека, уникальность и стабильность психических структур, роль окружения и характер включенности активности человека в деятельность социальных групп и др. Цель статьи – постановка вопросов поиска и выделения пространственных и темпоральных параметров проявления феномена «акме».

Феномен «ресурсы»: стадии и ситуации актуализации условий среды как ресурсов

Рассматривается проблема феномена «ресурсов»: психологические механизмы актуализа- ции «внутренних условий» субъекта и «внешних» как ресурсов, уровни активности и взаи- модействия субъекта в системе «субъект – среда», мера интенсивности этих взаимодей- ствий и возможности накопления их «критической массы», психические состояния людей, следующие из «субъект-порождающих» взаимодействий и способствующие порождению ресурсов.