Образец для цитирования:

Толочек В. А. Профессиональная карьера: синергетический подход. Часть 2 // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 2. С. 126-139. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-2-126-139


УДК: 
159.9
Язык публикации: 
русский

Профессиональная карьера: синергетический подход. Часть 2

Аннотация: 

Статья продолжает цикл работ (2017–2019) по проблеме карьеры (профессиональной карьеры). Феномен «профессиональная карьера» в методологии синергетического подхода рассматривается как открытая, неустойчивая система. Предмет исследования: возрастная динамика профессионализма и его составляющих (креативности, стиля деятельности, стиля руководства) у субъектов в возрастном интервале от 25 до 55 лет. Методы исследования: историко-теоретический анализ; квазиизмерения (испытуемым предлагалось оценить динамику своего профессионализма и его составляющих по 9-балльной шкале – от 0 до 8 баллов в разные возрастные периоды – как пройденные, прожитые, т. е. от 25 лет до актуального возраста субъектов, так и прогнозируемые, ожидаемые изменения в будущем, т. е. до 55 лет); методы параметрической статистики. Выборка – государственные служащие (228 чел.) в возрасте 30–54 года (M = 40,4; SD = 5,7), мужчины (132 чел.) и женщины (96 чел.), имеющие стаж работы от 2 до 37 лет (M = 18,2; SD = 6,6) и занимающие должности от рядового специалиста до заместителя министра. В ходе анализа выборка неоднократно разделялась на подгруппы по разным признакам (мужчины / женщины; руководители высшего звена / специалисты; реализованные в семейной сфере / не реализованные). Результаты исследования подтвердили рабочие гипотезы и дали эмпирические основания для выделения десяти новых аспектов проблемы карьеры (возрастной эволюции человека, гетерохронности и неравномерности развития, различий у разных социальных групп, хронологических «точек перелома» и трех фаз эволюции психологических систем, роли социальных установок и др.). Основные выводы: 1) динамика профессионального становления субъектов (ПСС) характеризуется микростадиальностью в продолжение всей профессиональной карьеры. Профессиональная карьера как открытая, неустойчивая система подвержена воздействию разных факторов внешней и внутренней среды субъектов. Динамика ПСС чрезвычайно вариативна, характеризуется периодическим изменением многих психологических структур, различна у представителей разных социальных групп; условия социальной микро- и мезосреды в сочетании с личностными особенностями своеобразно (а не детерминированно) направляют процессы эволюции профессионализма и его составляющих; 2) методология изучения профессиональной карьеры должна развиваться с учетом особенностей исторически эволюционирующих фрагментов социальной действительности; 3) метод квазиизмерений в изучении профессионального становления субъектов можно считать адекватным объекту и предмету исследования, позволяющим решать ряд важных научных и прикладных задач. Результаты квазиизмерений согласуются с литературными данными психологических тестов и опросников. 

Библиографический список

1. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М. : ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия, 2004. 304 с.
3. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития учителя. СПб. : Нестор-История, 2014. 288 с.
4. Могилёвкин Б. А. Карьерный рост : диагностика, технологии, тренинг. СПб. : Речь, 2007. 336 с.
5. Молл Е. Г. Управление карьерой менеджера. СПб. : Питер, 2003. 352 с.
6. Москаленко О. В. Акмеология профессиональной карьеры личности. М. : РАГС, 2007. 352 с.
7. Мучински П. Психология, профессия, карьера. СПб. : Питер, 2004. 539 с.
8. Поваренков Ю. П., Слепко Ю. Н., Цымбалюк А. Э. Системогенез деятельности профессионала. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2019. 162 с.
9. Служебная карьера / под общ.ред. Е. В. Охотского. М. : Экономика, 1998. 302 с.
10. Havighurst R. J. Stages of vocational development // H. Borow, еd. Man in a world at work. Boston : Houghton Miffl in, 1964. P. 17–32.
11. Osipov S. H. Convergence in theories of career choice and development: review and prospect // Journal of Vocational Вehavior. 1990. Vol. 37, № 3. P. 340–356.
12. Super D. E. The psychology of careers. New York : Harper & Brothers, 1957. 366 p.
13. Super D. E. Toward a comprehensive theory of career development // D. H. Montrose, S. J. Shinkman, еds. Career development: Theory and practice. Springfi eld IL : Charles C. Thomas, 1992. P. 35–64.
14.Баранцев Р. Г. Синергетика в современном естествознании. М.: Едиториал УРСС, 2003. 144 с.
15. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций. М. : Академический проект, 2005. 240 с.
16. Развитие психофизиологических функций взрослых людей : в 2 кн. / под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М. : Педагогика, 1972. Кн. 1. 245 с.
17. Развитие психофизиологических функций взрослых людей : в 2 кн. / под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М. : Педагогика, 1972. Кн. 2. 198 с.
18.Толочек В. А. Квазидиагностика и проблемы целостного изучения человека // Мир психологии. 2004. № 4. С. 100–111.
19.Толочек В. А. Социализация в квадрате : локализация феномена «акме» и его вероятные детерминанты // Мир психологии. 2005. № 4. С. 50–64.
20.Толочек В. А., Денисова В. Г. Динамика профессионального становления в представлениях субъектов: самооценки как самодостаточные эмпирические данные // Психологический журнал. 2013. Т. 34, № 6. С. 26–39.
21. Толочек В. А. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен. М. : Институт психологии РАН, 2017. 262 с.
22. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб. : Питер, 2001. 272 с.
23. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41–46 лет) / отв. ред. Я. И. Петров. М. : АПН, 1984. 88 с.
24. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М. : Наука, 1982. 184 с.
25. Greenhaus J. H. Career management. New York : Dryden Press, 1987. 526 p.
26. Толочек В. А. Профессиональная карьера : исследования, результаты, возможные перспективы исследований // Изв. Сарат. ун-та. Нов сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1. С. 19–29. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-19-29
27. Толочек В. А. Профессиональная карьера: линейностадиальный и стадиально-процессуальный подходы // Изв. Сарат. ун-та. Нов сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2 (30). С. 121–131. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-120-131
28. Толочек В. А. Профессиональная карьера : синергетический подход. Ч. 1. // Изв. Сарат. ун-та. Нов сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1. С. 13–24. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-1-13-24
29. Здоровая личность / под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : Речь, 2013. 400 с.
30. Adizes I. Managing Corporate Lifecycles. Paramus, N. J. : Prentice-Hall, 1999. 520 p.
31. Bakker A. B., Bal P. M. Weekly work engagement and performance : A study among starting teachers // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2010. Vol. 83. P. 189–206.
32. Clarke S. Safety leadership : A meta-analytic review of transformational and transactional leadership styles as antecedents of safety behaviours // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2013. Vol. 86 (1). P. 22–49.
33. Cohen S. G., Chang L., Ledford G. E. A Hierarchical Construct of Self-Management Leadership and Its Relationship to Quality of Work Life and Perceived Work Group Effectiveness // Personnel Psychology. 1997. Vol. 50, no. 2. P. 275–308.
34. Hall D. T., Mirvis P. H. The New Career Contract Developing the Whole Person at Midlife and Beyond // Journal of Vocational Behavior. 1995. Vol. 35. P. 64–75.
35.Бочарова Е. Е. Культурно-исторические факторы детерминации направленности социальной активности молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 4 (32). С. 348–361. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-4-348-361
36.Капцов А. В. Личностное и интеллектуальное развитие студентов в условиях учебной группы современного вуза. Самара : Изд-во «Самарский научный центр», 2011. 194 с.
37. Панов В. И. Экологическая психология. Опыт построения методологии. М. : Наука, 2004. 244 с.
38. Шамионов Р. М., Григорьева М. В. Психология субъективного благополучия и социальной адаптации личности. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2014. 196 с.
39. Толочек В. А. Сопряженная профессиональная карьера субъекта : контексты и измерения // Человек. Сообщество. Управление. 2011. № 2. С. 48–61.
40. Постылякова Ю. В. Повышение ресурсности и жизнеспособности кандидатов в замещающие родители в ходе обучения // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2016. Т. 1, № 1. С. 272–283.
41. Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : Питер, 2003. 488 с.
42. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Психология управления совместной деятельностью. Новые направления исследований. М. : Институт психологии РАН, 2010. 248 с.
43. Карпов А. В. Рефлексивная детерминация деятельности и личности. М. : РАО, 2012. 320 с.
44. Мазилов В. А. Методология психологической науки : История и современность : монография. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. 419 с.
45. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М. : Едиториал УРСС, 2003. 288 с.
46. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М. : Едиториал УРСС, 2003. 344 с.
47. Водопьянова Н. Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий) : автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2014. 48 с.
48. Лактионова А. И. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков. М. : Институт психологии РАН, 2017. 248 с.
49. Махнач А. В. Жизнеспособность человека и семьи : социально-психологическая парадигма. М. : Институт психологии РАН, 2016. 480 с.
50. Махнач А. В., Лактионова А. И., Постылякова Ю. В. Роль ресурсности семьи при отборе кандидатов в замещающие родители // Психологическийжурнал. 2015. Т. 36, № 1. С. 108–122.
51. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. : Питер, 2003. 512 с. 

Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 9)
Краткое содержание (на английском языке):
(downloads: 5)