Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Толочек В. А. Профессиональная карьера: линейно-стадиальный и стадиально-процессуальный подходы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2. С. 120-131. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-2-120-131

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 152)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9

Профессиональная карьера: линейно-стадиальный и стадиально-процессуальный подходы

Авторы: 
Толочек Владимир Алекссевич, Институт психологии РАН
Аннотация: 

Цель представленного в статье исследования: историко-теоретический анализ научных концепций периодизации развития человека (как субъекта деятельности, как личности). Рассмотрен феномен «профессиональная карьера», сложности его полноценной и адекватной научной экспликации. Проанализированы широко известные концепций периодизации развития человека (З. Фрейда, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Р. Кегана, Ж. Пиаже, Ш. Бюллер, Э. Эриксона), концепции периодизации развития человека как субъекта труда (Д. Сьюпера, Е. А. Климова, В. А. Бодрова, Ю. П. Поваренкова, Р. Хейвигхерста и др.). Выделены связи эволюции общества, социальных объектов, научной дисциплины, профессиональной картины мира ученых. Отмечены как достоинства, так и ограничения анализируемых концепций, по своим формальным и методологическим характеристикам являющихся линейно-стадиальными концепциями. Рассмотрены условия и перспективы становления процессуально-стадиальных концепций периодизации (более адекватно отражающих радикальные изменения социальной среды становления и развития человека, условия его социализации и индивидуализации). Констатируется, что: новые условия социальной действительности должны находить адекватное отражение в научных концепциях; концепции должны обретать методологические средства, позволяющие фиксировать и адекватно отражать быстротекущие процессы, спонтанные процессы, периодические и ситуативные изменения доминирующих факторов; подход к пониманию периодизации развития должен быть дифференцированным, учитывать специфические особенности социальной среды профессиональной эволюции человека, динамику возрастной эволюции его биологических и психических функций и систем (периоды монотонного развития, угасания, перестройки), эффекты его активности как субъекта своей жизнедеятельности.

Список источников: 

1. Толочек В. А. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен. М., 2017. 262 с.
2. Толочек В. А. Профессиональная карьера : исследования, результаты, возможные перспективы исследований // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019, Т. 8, вып. 1. С. 19–29.
3. Hall D. T., Mirvis P. H. The new career contract developing the whole person at midlife and beyond // Journal of Vocational Behavior. 1995. Vol. 35. P. 64–75.
4. Super D. E. Toward a comprehensive theory of career development // Career development : Theory and practice. D. H. Montrose, S. J. Shinkman / eds. Springfi eld IL: Charles C. Thomas, 1992. P. 35–64.
5. Фрейд З. Введение в психоанализ : Лекции. СПб., 1997. 388 с.
6. Блонский П. П. Психология младшего школьника. М. ; Воронеж, 1997. 288 с.
7. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997. 368 с.
8. Piaget J. The origins of intellect : Piagets theory. San Francisco, 1969. 205 р.
9. Buhler Ch. Meaningful in the nature years // Aging and Leоsure / ed. by R. W. Kleemeir. N. Y., 1965. 307 р.
10. Havighurst R. J. Stages of vocational development // Man in a world at work / ed. H. Borrow. Boston, 1964. P. 17–32.
11. Kegan R. In over our heals : the mental demands of modern life. Cambridge, MA : Harvard University Press, 1994. 352 p.
12. Levinson D. J. The seasons of mans life. N. Y., 1978. 363 p.
13. Loevinger J. Ego development : Conceptions and theories. San Francisco, 1976. 542 p.
14. Super D. E. The psychology of careers. N. Y., 1957. 150 р.
15. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000. 416 с.
16. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1988. 199 с.
17. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004. 304 с.
18. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001. 511 с.
19. Поваренков Ю. П. Структурно-уровневый подход к периодизации профессионального становления личности // Яросл. пед. вестн. 2017, № 6. С. 212–219.
20. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. 336 с.
21. Кудрявцев Т. В., Шегуров В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопр. психол. 1983, № 2. С. 20–30.
22. Толочек В. А. Организационная психология и СПД госслужащих. М., 2003. 159 с.
23. Толочек В. А. Психология труда. 2-е изд., доп. СПб., 2017. 480 с.
24. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб., 1999. 436 с.
25. Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. СПб., 2011. 336 с.
26. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций. М., 2005. 240 с.
27. Акмеология / под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2002. 650 с.
28. Феномен и категория зрелости в психологии / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М., 2007. 223 с.
29. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2001. 272 с.
30. Анциферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтологии. М., 2006. 512 с.
31. Развитие психофизиологических функций взрослых людей : в 2 кн. / ред. Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова. М., 1972. 248 с.
32. Занковский А. Н. Организационная психология. М., 2000. 248 с.

Опубликована: 
30.05.2019