Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


ресурсы

Социальные дополняющие диады и ресурсы успешности субъекта

Цель: описание феномена «социальные дополняющие диады». Рассмотрены диады – малые социальные группы (микрогруппы) – как основные формы организации людей, передачи культуры, развития специальных знаний в рамках профессиональной сферы, как социальные структуры, обеспечивающие надежность и эффективность деятельности человека. Выделены и проанализированы особенности социальных дополняющих диад (СДД) «воспитатель – воспитуемый», «учитель – ученик», «преподаватель – студент», «руководитель – подчиненный», «лидер – ведомый» и др.

Внутрипрофессиональная дифференциация субъектов и актуализация ресурсов среды

Рассматриваются зависимости условий среды как внесубъектных ресурсов, влияющих на выборы субъектами профессиональной сферы и последующую успешность их реализации в профессии и в семейной сфере. Анализируются данные, полученные посредством авторской методики «Анкета “Стили жизни”» на выборках государственных служащих (126 чел.) и менеджеров коммерческих компаний (148 чел.).

Пространство и время интерсубъектных взаимодействий как ресурсы (постановка вопроса)

Представлен теоретический анализ исторических тенденций эволюции пространства и вре- мени в организации труда как совместной деятельности людей как субъектов. Изменения условий взаимодействия субъектов сопряжены с порождением новых ресурсов. Рассмотре- ны возможные подходы к изучению пространства и эффектов взаимодействий субъектов. Выделены семь этапов в эволюции взаимодействий субъектов совместной деятельности на протяжении ХХ в.

Социальная успешность человека: внесубъектные и интерсубъектные ресурсы

Цели статьи – выделить сущностные свойства феномена «акме», его границы; предложить внести соответствующие ограничения в предмет исследования; определить интересные в научном плане аспекты и значимые для последующей разработки социальные технологии; обсудить возможность замены метафор и нечетких понятий на более строгие, входящие в тезаурус современной психологии и допускающие проведение измерений.

Актуализация ресурсов субъекта в продолжении профессиональной карьеры: факторы и динамика

Изложены  результаты  эмпирического  исследования  факторов  актуализации  ресурсов (интрасубъектных  и  внесубъектных)  в  продолжении  профессиональной  карьеры  (от  20 до 65 лет) представителей разных профессий, выполненного на выборке из 147 успешных профессионалов в возрасте 31–47 лет, занимающих должности от специалиста до генерального  директора  (менеджеры  –  68 чел.,  бухгалтеры  –  36 чел.,  частные  предприниматели –  43 чел.).  Установлены  типичные  паттерны  актуализируемых  ресурсов  у  представителей разных социальных групп (мужчин / женщин, руководите

Terra incognita проблемы жизнеспособности: открытые вопросы. Часть 1.

Актуальность проблемы жизнеспособности обусловливается в том числе возрастанием всеобщей неопределенности, нестабильности, сложности, неоднозначности динамики состояния социальных субъектов. Следствием этого является повышение требований к адаптационным механизмам отдельного человека и социальных групп (семьи, рабочих коллективов, спортивных, управленческих, проектных команд). Возрастает значение социально-психологических и психологических ресурсов человека.

Профессиональный отбор: история и перспективы постановки задач

Цель исследования: анализ комплекса вопросов проблемы профессионального отбора (методология и методы, методики, процедуры организации и проведения диагностики, сохранения и использования эмпирических данных и др.). Гипотеза: исторически сложившаяся теория и практика профессионального отбора не отражает условий и требований деятельности субъекта в реальной среде организаций; сложившаяся теория и практика не согласованы с эволюцией организаций (стадиями их жизненного цикла, изменениями внутренней и внешней среды).

Человек как субъект в континууме «задатки – компетенции»

Цель исследования: посредством анализа практики использования в психологии ряда научных понятий выявить как характер их взаимосвязи, так и функциональные отношения ими отражаемых феноменов (как фрагментов социальной реальности).

«Акме»: пространство и время проявления феномена

Обсуждается содержание феномена «акме», выделены «открытые вопросы», отсутствие ответов на которые препятствует его изучению: темпоральные параметры акме, мера и характер интеграции качеств человека, уникальность и стабильность психических структур, роль окружения и характер включенности активности человека в деятельность социальных групп и др. Цель статьи – постановка вопросов поиска и выделения пространственных и темпоральных параметров проявления феномена «акме».

Феномен «ресурсы»: стадии и ситуации актуализации условий среды как ресурсов

Рассматривается проблема феномена «ресурсов»: психологические механизмы актуализа- ции «внутренних условий» субъекта и «внешних» как ресурсов, уровни активности и взаи- модействия субъекта в системе «субъект – среда», мера интенсивности этих взаимодей- ствий и возможности накопления их «критической массы», психические состояния людей, следующие из «субъект-порождающих» взаимодействий и способствующие порождению ресурсов.