Образец для цитирования:

Толочек В. А. Внутрипрофессиональная дифференциация субъектов и актуализация ресурсов среды // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. , вып. 2. С. 19-?. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2016-5-2-115-122


УДК: 
159.9.331.101

Внутрипрофессиональная дифференциация субъектов и актуализация ресурсов среды

Аннотация: 

Рассматриваются зависимости условий среды как внесубъектных ресурсов, влияющих на выборы субъектами профессиональной сферы и последующую успешность их реализации в профессии и в семейной сфере. Анализируются данные, полученные посредством авторской методики «Анкета “Стили жизни”» на выборках государственных служащих (126 чел.) и менеджеров коммерческих компаний (148 чел.). Показано, что отдельные отличия в большей или меньшей полноте использования условий социальной среды как ресурсов сопряжены со своеобразными «системными эффектами» – выбором человеком профессиональной сферы, более оптимальной динамикой развития профессионализма субъекта, более успешной «вертикальной» карьерой. Среди рассматриваемых нами условий микро-, мезо- и макросреды выделяются своеобразные «инварианты ресурсов», оказывающие позитивное влияние на профессиональную ориентацию и динамику профессионального становления субъекта – должность отца и матери, роль отца и матери, братьев/ сестер и родственников, супругов и детей, мужчин, руководителей и рабочих коллективов. Из них наибольший «вес» как факторы влияния на успешную «вертикальную» карьеру имеют «роль отца», «роль мужчин», «роль руководителей».

Библиографический список

1. Водопьянова Н. Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий) : автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2014. 48 с.
2. Волочков А. А. Активность субъекта бытия : интегративный подход. Пермь, 2007. 376 c.
3. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Кострома, 2010. 380 c.
4. Толочек В. А. Квазидиагностика и проблемы целостного изучения человека // Мир психологии. 2004. № 4. С. 100–111.
5. Толочек В. А. Социализация в квадрате : локализация феномена «акме» и его вероятные детерминанты // Мир психологии. 2005. № 4. С. 50–64.
6. Толочек В. А. Адаптация субъекта к социальной среде : парадоксы, парадигмы, психологические механизмы // Мир психологии. 2006. № 4. С. 131–146.
7. Хазова С. А., Дорьева Е. А. Ресурсы субъекта : теория и практика исследования. Кострома, 2012. 238 c.
8. Baumeister R. F., Schmeichel B. J., Vohs K. D. Selfregulation and executive function : Self as controlling agent. Social psychology : Handbook of basic principles / eds. A. W. Knoglanski, E. T. Higgins. New York, 2007. P. 516–539.
9. Diener E., Fujita F. Resources, personal strivings, and subjective well-being : A nomothetic and idiographic approach // Journal of Social Psychology. 1995. Vol. 68. № 5. P. 926–935.
10. Taylor Sh.E. Health psychology. Boston, 1995. C. 175–183.
11. Бочарова Е. Е. Границы социальной активности и субъективное благополучие молодежи // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. Cер. Психологические науки. 2012. № 3. С. 5–11.
12. Бочарова Е. Е. Самоопределение личности как субъекта профессиональной социализации // Проблемы социальной психологии личности : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 10. Саратов, 2012. С. 121–128.
13. Капцов А. В. Личностное и интеллектуальное развитие студентов в условиях учебной группы современного вуза. Самара, 2011. 214 с.
14. Колесникова Е. И. Личностные и ценностные аспекты саморегуляции субъектов образовательного процесса в вузе // Вестн. Самар. гум. акад. Сер. Психология. 2012. № 1 (11). С. 9–26.

15. Шамионов Р. М. О некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации // Мир психологии. 2010. № 1. С. 237–249.
16. Шамионов Р. М. Социализация личности : системнодиахронический подход // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2013. Т. 6, № 27. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.11.2015).
17. Бочарова Е. Е. Современные тренды содержательных методов анализа процесса социализации личности // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 9 (29). DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9–59. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2013/9/bocharova.pdf (дата обращения: 15.11.2015).
18. Гуцыкова С. В. Концептуализация представлений о безопасности социально-психологического пространства профессиональной деятельности // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А. А. Обознова, А. Л. Журавлева. Вып. 6. М., 2014. С. 125–139.
19. Гуцыкова С. В. Влияние психологического климата на безопасность социально-психологического пространства учебно-профессиональной деятельности студентов // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2015. № 2 (35) апрель–июнь. С. 54–67.
20. Толочек В. А. Профессиональная успешность субъекта: психологические и социальные контексты // Методы исследования психологических структур и их динамики / под ред. Т. Н. Савченко, Г. М. Головиной. М., 2007. С. 69–81.
21. Толочек В. А., Денисова В. Г., Журавлева Н. И. Квазиизмерения в решении научных и прикладных задач комплексного человекознания : надежность и валидность // Проблемы социальной психологии личности : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 11. Саратов, 2013. С. 32–45. 22. Панов В. И. Экопсихология : парадигмальный поиск. М. ; СПб., 2014. 296 c.

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):