Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Толочек В. А. Внутрипрофессиональная дифференциация субъектов и актуализация ресурсов среды // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 2. С. 115-122. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-2-115-122

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 22)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9.331.101

Внутрипрофессиональная дифференциация субъектов и актуализация ресурсов среды

Авторы: 
Толочек Владимир Алекссевич, Институт психологии РАН
Аннотация: 

Рассматриваются зависимости условий среды как внесубъектных ресурсов, влияющих на выборы субъектами профессиональной сферы и последующую успешность их реализации в профессии и в семейной сфере. Анализируются данные, полученные посредством авторской методики «Анкета “Стили жизни”» на выборках государственных служащих (126 чел.) и менеджеров коммерческих компаний (148 чел.). Показано, что отдельные отличия в большей или меньшей полноте использования условий социальной среды как ресурсов сопряжены со своеобразными «системными эффектами» – выбором человеком профессиональной сферы, более оптимальной динамикой развития профессионализма субъекта, более успешной «вертикальной» карьерой. Среди рассматриваемых нами условий микро-, мезо- и макросреды выделяются своеобразные «инварианты ресурсов», оказывающие позитивное влияние на профессиональную ориентацию и динамику профессионального становления субъекта – должность отца и матери, роль отца и матери, братьев/ сестер и родственников, супругов и детей, мужчин, руководителей и рабочих коллективов. Из них наибольший «вес» как факторы влияния на успешную «вертикальную» карьеру имеют «роль отца», «роль мужчин», «роль руководителей».

Список источников: 

1. Водопьянова Н. Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий) : автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2014. 48 с.

2. Волочков А. А. Активность субъекта бытия : интегративный подход. Пермь, 2007. 376 c.

3. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Кострома, 2010. 380 c.

4. Толочек В. А. Квазидиагностика и проблемы целостного изучения человека // Мир психологии. 2004. № 4. С. 100–111.

5. Толочек В. А. Социализация в квадрате : локализация феномена «акме» и его вероятные детерминанты // Мир психологии. 2005. № 4. С. 50–64.

6. Толочек В. А. Адаптация субъекта к социальной среде : парадоксы, парадигмы, психологические механизмы // Мир психологии. 2006. № 4. С. 131–146.

7. Хазова С. А., Дорьева Е. А. Ресурсы субъекта : теория и практика исследования. Кострома, 2012. 238 c.

8. Baumeister R. F., Schmeichel B. J., Vohs K. D. Selfregulation and executive function : Self as controlling agent. Social psychology : Handbook of basic principles / eds. A. W. Knoglanski, E. T. Higgins. New York, 2007. P. 516–539.

9. Diener E., Fujita F. Resources, personal strivings, and subjective well-being : A nomothetic and idiographic approach // Journal of Social Psychology. 1995. Vol. 68. № 5. P. 926–935.

10. Taylor Sh.E. Health psychology. Boston, 1995. C. 175–183.

11. Бочарова Е. Е. Границы социальной активности и субъективное благополучие молодежи // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. Cер. Психологические науки. 2012. № 3. С. 5–11.

12. Бочарова Е. Е. Самоопределение личности как субъекта профессиональной социализации // Проблемы социальной психологии личности : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 10. Саратов, 2012. С. 121–128.

13. Капцов А. В. Личностное и интеллектуальное развитие студентов в условиях учебной группы современного вуза. Самара, 2011. 214 с.

14. Колесникова Е. И. Личностные и ценностные аспекты саморегуляции субъектов образовательного процесса в вузе // Вестн. Самар. гум. акад. Сер. Психология. 2012. № 1 (11). С. 9–26.

15. Шамионов Р. М. О некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации // Мир психологии. 2010. № 1. С. 237–249.

16. Шамионов Р. М. Социализация личности : системнодиахронический подход // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2013. Т. 6, № 27. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.11.2015).

17. Бочарова Е. Е. Современные тренды содержательных методов анализа процесса социализации личности // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 9 (29). DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9–59. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2013/9/bocharova.pdf (дата обращения: 15.11.2015).

18. Гуцыкова С. В. Концептуализация представлений о безопасности социально-психологического пространства профессиональной деятельности // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. А. А. Обознова, А. Л. Журавлева. Вып. 6. М., 2014. С. 125–139.

19. Гуцыкова С. В. Влияние психологического климата на безопасность социально-психологического пространства учебно-профессиональной деятельности студентов // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2015. № 2 (35) апрель–июнь. С. 54–67.

20. Толочек В. А. Профессиональная успешность субъекта: психологические и социальные контексты // Методы исследования психологических структур и их динамики / под ред. Т. Н. Савченко, Г. М. Головиной. М., 2007. С. 69–81.

21. Толочек В. А., Денисова В. Г., Журавлева Н. И. Квазиизмерения в решении научных и прикладных задач комплексного человекознания : надежность и валидность // Проблемы социальной психологии личности : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 11. Саратов, 2013. С. 32–45.

22. Панов В. И. Экопсихология : парадигмальный поиск. М. ; СПб., 2014. 296 c.

Опубликована: 
25.06.2016
Краткое содержание:
(загрузок: 17)