For citation:
Kosareva S. A. Model of pedagogical support of increasing the level of self-organisation in students. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2021, vol. 10, iss. 2, pp. 168-175. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-2-168-175
Model of pedagogical support of increasing the level of self-organisation in students
Изложен теоретический анализ феномена самоорганизации, дано определение и представлена структурно-функциональная модель педагогического сопровождения повышения уровня самоорганизации студентов. Она разработана в связи с актуальностью наличия развитых навыков самоорганизации у студентов, поскольку им необходимо справляться с большим количеством самостоятельной работы, и выпускников вуза, так как от них требуется эффективное решение профессиональных задач. Целью исследования является обоснование содержания блоков модели. Гипотеза исследования состоит в том, что реализация данной модели обеспечит повышение уровня самоорганизации обучающихся. Модель включает цель, подходы, принципы обучения, педагогические условия, описание деятельности преподавателя и студентов, методов, форм и средств, используемых в учебном процессе. В ней также представлены критерии, показатели и уровни самоорганизации. Автором приведено обоснование применения указанных подходов и принципов обучения, объясняется необходимость создания определенных педагогических условий. Работа над повышением уровня самоорганизации студентов состоит из теоретической и практической частей, что соответствует подготовительному и основному этапу педагогического сопровождения. При этом практическая часть работы включает проектную деятельность студентов по составлению учебного пособия, которая служит базой для тренировки навыков самоорганизации. Контрольно-коррекционный этап связан с определением достигнутого уровня самоорганизации на основании ее критериев и их показателей. Выделено и дано описание трех уровней самоорганизации. Результатом проведенной работы становится переход студентов к ее более высокому уровню.
- Kosareva S. A. The Prospects and Risks Connected With Increasing the Level of Self-Organisation in Students. Siberian Pedagogical Journal, 2020, no. 5, pp. 75–81 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2005.07
- Ishkov A. D. Uchebnaya deyatel’nost’ studenta: psikhologicheskie faktory uspeshnosti [Student’s Learning Activity: the Psychological Factors of Successfulness]. Moscow, ASV Publ., 2004. 224 p. (in Russian).
- Yanovskaya T. E. According to the concept of “selforganisation” in psycho-pedagogical studies. Yestestvenno-gumanitarnye issledovaniya [Natural science and Humanities Research], 2013, no. 2, pp. 89–95 (in Russian).
- Pakhmutova M. A. Samoorganisatsiya lichnosti studentov s razlichnymi stilyami issledovatelskoy deyatel’nosti [Personality Self-Organisation of Students with Different Styles of Research]. Diss. Cand. Sci. (Psychol.). YoshkarOla, 2018. 205 p. (In Russian).
- Portal Federal’nykh gosudarstvennykh obrazovatel’nykh standartov vysshego obrazovaniya (Portal of Federal State Educational Standards of Higher Education). Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (accessed 16 December 2020) (in Russian).
- Cambridge Life Competencies Framework. Learning to Learn. Introductory Guide for Teachers and Educational Managers. Cambridge University Press. 2019. Available at: https://languageresearch.cambridge.org/images/Language_Research/CamFLiC/... (accessed 18 December 2020).
- Aleksandrova E. A. Self-organisation of children and adults in education institutions and at place of residence: Psychological and pedagogical support. Psychology of Education, 2014, no. 11, pp. 4–15 (in Russian).
- Kosareva S. A. Diagnosing the level of students’ selforganisation. In: E. A. Alexandrova, E. A. Spiridonova, eds. Gumanizatsiya obrazovatel’nogo prostranstva: sb. nauch. statey po materialam Mezhdunar. Foruma “Gumanizatsiya obrazovatel’nogo prostranstva” (Saratov, 27–28 fevralya 2020) [Humanisation of educational system: Сollection of scholarly articles based on the reports of International Forum of Humanisation of Educational System]. Moscow, Pero Publ., 2020, pp. 58–64 (in Russian).
- Kotova S. S. Samoorganizatsiya uchebno-professional’noy deyatelnosti studentov [Students’ Learning and Professional Activity Self-Organisation]. Ekaterinburg, Izd-vo Ros. gos. prof. ped. un-ta, 2012. 208 p. (in Russian).
- Olkhovaya T. A. Development of students as subjects of academic research. International Journal of Experimental Education, 2010, no. 11, pp. 122–125 (in Russian).
- Polat E. S., Bukharkina M. Yu., Moiseeva M. V., Petrov A. E. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New Pedagogical and Information Technologies in the System of Education]. Moscow, Academia Publ., 2009. 272 p. (in Russian).
- Scherbov A. D. On the application of the project-based method when teaching foreign languages in higher education establishments. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyi aspect [Modern Higher School: Innovation Aspect], 2011, no. 1, pp. 122–124 (in Russian).
- Kulish N. V. Person-oriented testing of students’ knowledge. Higher Education in Russia, 2009, no. 8–9, рр. 143– 147.
- Shilova S. A. To the question of implementing learnercentered assessment within the framework of teaching foreign languages to students of non-linguistic majors. Azimuth of Scientifi c Research: Pedagogy and Psychology, 2018, vol. 7, no. 2 (23), pp. 319–322 (in Russian).
- Babanskiy Yu. K., ed. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1988. 479 p. (in Russian).
- Mandrikova E. Yu. Developing activity self-organisation questionnaire. Psikhologicheskaya diagnostika [Psychological Diagnostics], 2010, no. 2, pp. 87–111 (in Russian).
- Karandashev V. N. Psikhologicheskie osnovy razvitiya studenta kak sub’ekta ucheniya [The psychological basis of student’s development as the subject of learning activity]. Diss. Dr. Sci. (Psychol.). St. Petersburg, 1994. 420 p. (in Russian).
- Kovaleva T. M. Personal-Resource Mapping in Contemporary Didactics. National and Foreign Pedagogics, 2012, no. 5, pp. 108–112 (in Russian).
- Arkhangelskiy G. A. Taim-draiv: kak uspevat’ zhit’ i rabotat’ [Time-drive: Managing to Live and to Work]. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber Publ., 2014. 258 p. (in Russian).
- Portal Federal’nykh gosudarstvennykh obrazovatel’nykh standartov vysshego obrazovaniya (Portal of Federal State Educational Standards of Higher Education). Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/146/145/19 (accessed 16 December 2020) (in Russian).