Образец для цитирования:

Косарева С. А. Модель педагогического сопровождения повышения уровня самоорганизации студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 2. С. 168-175. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-2-168-175


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
378.14
Язык публикации: 
русский

Модель педагогического сопровождения повышения уровня самоорганизации студентов

Аннотация: 

Изложен теоретический анализ феномена самоорганизации, дано определение и представлена структурно-функциональная модель педагогического сопровождения повышения уровня самоорганизации студентов. Она разработана в связи с актуальностью наличия развитых навыков самоорганизации у студентов, поскольку им необходимо справляться с большим количеством самостоятельной работы, и выпускников вуза, так как от них требуется эффективное решение профессиональных задач. Целью исследования является обоснование содержания блоков модели. Гипотеза исследования состоит в том, что реализация данной модели обеспечит повышение уровня самоорганизации обучающихся. Модель включает цель, подходы, принципы обучения, педагогические условия, описание деятельности преподавателя и студентов, методов, форм и средств, используемых в учебном процессе. В ней также представлены критерии, показатели и уровни самоорганизации. Автором приведено обоснование применения указанных подходов и принципов обучения, объясняется необходимость создания определенных педагогических условий. Работа над повышением уровня самоорганизации студентов состоит из теоретической и практической частей, что соответствует подготовительному и основному этапу педагогического сопровождения. При этом практическая часть работы включает проектную деятельность студентов по составлению учебного пособия, которая служит базой для тренировки навыков самоорганизации. Контрольно-коррекционный этап связан с определением достигнутого уровня самоорганизации на основании ее критериев и их показателей. Выделено и дано описание трех уровней самоорганизации. Результатом проведенной работы становится переход студентов к ее более высокому уровню.

Библиографический список
  1. Косарева С. А. Перспективы и риски повышения уровня самоорганизации студентов // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 5. С. 75–81. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2005.07
  2. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента : психологические факторы успешности. М. : Изд-во АСВ, 2004. 224 с.
  3. Яновская Т. Э. К вопросу о понятии «самоорганизация» в психолого-педагогических исследованиях // Естественно-гуманитарные исследования. 2013. № 2. С. 89–95.
  4. Пахмутова М. А.Самоорганизация личности студентов с различными стилями исследовательской деятельности : дис. … канд. психол. наук. Йошкар-Ола, 2018. 205 с.
  5. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (дата обращения: 16.12.2020).
  6. Cambridge Life Competencies Framework. Learning to Learn. Introductory Guide for Teachers and Educational Managers. Cambridge University Press. 2019. URL: https://languageresearch.cambridge.org/images/Language_ Research/CamFLiC/CLCF_Learning_to_Learn.pdf (дата обращения: 18.12.2020).
  7. Александрова Е. А. Самоорганизация детей и взрослых в образовательных учреждениях и по месту жительства : психолого-педагогическое сопровождение // Психология обучения. 2014. № 11. С. 4–15.
  8. Косарева С. А. Диагностика уровня самоорганизации студентов // Гуманизация образовательного пространства : сб. науч. статей по материалам Междунар. Форума «Гуманизация образовательного пространства» (Саратов, 27–28 февраля 2020 г.) / науч. ред. Е. А. Александрова ; ред.-сост. Е. А. Спиридонова. М. : Перо, 2020. С. 58–64.
  9. КотоваС. С.Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2012. 208 с.
  10. Ольховая Т. А. Развитие студентов как субъектов научно-исследовательской деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 11. С. 122–125.
  11. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. М. : Академия, 2009. 272 с.
  12. Щербов А. Д. К вопросу о применении проектного метода при обучении иностранным языкам в вузе // Современная высшая школа : инновационный аспект. 2011. № 1. С. 122–124.
  13. Кулиш Н. В. Личностно-ориентированный контроль знаний студентов // Высшее образование в России. 2010. № 8–9. С. 143–147
  14. Шилова С. А. К вопросу о применении личностно-ориентированного контроля при обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений // Азимут научных исследований : педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 2 (23). С. 319–322.
  15. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под. ред. Ю. К. Бабанского. М. : Просвещение, 1988. 479 с.
  16. Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 87–111.
  17. Карандашев В. Н. Психологические основы развития студента как субъекта учения : дис. … д-ра психол. наук. СПб., 1994. 420 с.
  18. Ковалева Т. М. Личностно-ресурсное картирование в современной дидактике // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 5. С. 108–112.
  19. Архангельский Г. А. Тайм-драйв : как успевать жить и работать. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. 258 c.
  20. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/146/145/19 (дата обращения: 16.12.2020).
Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 25)
Краткое содержание (на английском языке):
(downloads: 9)