Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


society

Социокультурная матрица развития личности

В рамках авторской концепции рассматривается роль личностных репрезентаций «Я – Другой» для развития, становления и самодетерминации личности, сконструированных на разных уровнях взаимодействия субъекта (культура, социум, личность). Утверждается, что культура и социум создают необходимые условия для развития личности, конструируя своеобразную социокультурную матрицу, но за личностью остается право выбора смысловых оснований и ценностных ориентиров собственной траектории духовно-нравственного развития.

Адаптационная готовность первоклассников в оценках участников образовательного процесса

Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования, посвященного изучению адаптационной готовности учащихся начальной школы. В исследовании принимали участие первоклассники (N = 30), родители (N = 30) и классный руководитель. Применение комплекса психолого-педагогических методик: авторской анкеты (для изучения адаптационной готовности по пяти значениям), «Схемы наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся» (Е. С. Еськиной, Т. Л.

Психологические особенности действия социогенных помеховлияний в спорте

Изложены данные теоретико-эмпирического исследования проблемы устойчивости спортсмена к помеховлияниям, обусловленным воздействием на него того социума, с которым он непосредственно взаимодействует в своей деятельности. Традиционно в число членов этого социума включают тренеров, товарищей по команде, спортивных соперников и известных в этой области специалистов: все эти лица являются носителями общественного мнения об уровне готовности спортсмена и его соревновательных возможностях.

Коммуникация в контексте сознания и социодинамики культуры

Изложены данные теоретического анализа взаимосвязи фено- менов коммуникации и сознания, коммуникации и культуры, затрагивающего основные концепции массовой коммуникации, в которых постепенно развивается понимание ее природы, начи- ная с процесса передачи информации до символизации и нарра- тивизации. При этом социальная коммуникация рассмотрена как основной процесс конструирования психосоциальной идентич- ности.