Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


psychological well-being

Образ жизни и психологическое благополучие как предикторы позитивного представления о старении

Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания вклада разных аспектов образа жизни в структуру представления о старении у взрослых с целью последующей работы над конструированием продуктивной старости населения. Цель: изучение влияния компонентов здорового образа жизни и психологического благополучия на позитивное представление о старении. Гипотеза: здоровый образ жизни (ЗОЖ) и психологическое благополучие способствуют формированию позитивного представления о старении. Участники: N = 92 в возрасте от 22 до 64 лет (Mвозраст = 34,5; SD = 12,9).

Теоретические подходы к изучению феномена субъективного благополучия

Актуальность изучения теоретических подходов к исследованию феномена субъективного благополучия обусловливается необходимостью «примирения» различных исследовательских позиций относительно изучения данного явления на основе комплексного подхода. Несмотря на обилие современных научных публикаций в области психологии, посвященных вопросам изучения благополучия, наблюдается отсутствие единого понимания природы этого феномена. В научных кругах используются схожие по своему содержанию, но не имеющие строгой дифференциации определения этого понятия.

Факторы и возможные типы психологического благополучия личности

Изложены результаты теоретико-эмпирического исследования психологических типов и факторов благополучия личности. Выдвинуто предположение о существовании специфики связей личностных характеристик с выраженностью уровня психологического благополучия, определяющей типы благополучия личности. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на студенческой выборке (N = 170, в возрасте от 16 до 25 лет) с применением психодиагностического инструментария: опросника «Индекс жизненного стиля» (в адаптации Л. И.

Психологические показатели безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной образовательной среде

Целью представленного в статье исследования является выявление и эмпирическое обоснование психологических показателей безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной образовательной среде. Актуальность выполненного исследования состоит в необходимости предупреждения рисков инклюзивного образования, связанных с проявлениями разных форм психического и физического насилия в отношении детей с отклонениями в развитии со стороны сверстников.

Структура и виды когнитивных схем психологического благополучия

Изложены результаты теоретико-эмпирического исследования психологического, с когнитивной точки зрения, благополучия, как ментальная репрезентация, включающая опыт реагирования на многообразные динамические вызовы социальной ситуации. Выдвинуто предположение о том, что психологическое благополучие является ментальной схемой. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке (N = 111, в возрасте от 18 до 40 лет), разделенной на две возрастные группы: 18–25 лет (n = 55) и 26–40 лет (n = 56) с применением адаптированного опросника Р. А.

Межпоколенческая передача «надежной привязанности» как ресурс психологического благополучия

Изложены результаты исследования характера направленности межпоколенческой передачи психологического благополучия. В качестве детерминанты психологического благополучия чело- века рассматривается психологическое благополучие его мате- ри. Обоснована актуальность исследования межпоколенческих отношений в социально-психологических условиях общества постмодерна и постпостмодерна. Показано, что разрыв меж- поколенческих связей приводит к тому, что дефицитарность и пограничность структуры личности современного человека ста- новится повседневностью.