Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Чернов А. Ю., Зиновьева Д. М., Водопьянова Н. Е., Фомина О. О. Структура и виды когнитивных схем психологического благополучия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1. С. 33-43. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-1-33-43

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 260)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6:159.9

Структура и виды когнитивных схем психологического благополучия

Авторы: 
Чернов Александр Юрьевич, Волгоградский государственный университет
Зиновьева Дина Муратовна, Российская академия народного хозяйства и государственной службы (Волгоградский филиал)
Водопьянова Наталия Евгеньевна, Санкт-Петербургский государственный университет
Фомина Ольга Олеговна, Российская академия народного хозяйства и государственной службы (Волгоградский филиал)
Аннотация: 

Изложены результаты теоретико-эмпирического исследования психологического, с когнитивной точки зрения, благополучия, как ментальная репрезентация, включающая опыт реагирования на многообразные динамические вызовы социальной ситуации. Выдвинуто предположение о том, что психологическое благополучие является ментальной схемой. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке (N = 111, в возрасте от 18 до 40 лет), разделенной на две возрастные группы: 18–25 лет (n = 55) и 26–40 лет (n = 56) с применением адаптированного опросника Р. А. Штеффенхагена и Дж. Д. Бернса и методики диагностики субъективного благополучия личности Р. М. Шамионова, Т. В. Бесковой, описательной статистики, сравнения средних значений (t-критерий Стьюдента) и регрессионного анализа. Описан следующий результат исследования: ситуативный, духовный, социальный форматы самооценки связаны с различными параметрами психологического благополучия, составляя структурное единство, интерпретируемое как когнитивная схема благополучия. Дифференцированы простые, сложные закрытые и сложные открытые когнитивные схемы. Содержательно они конкретизируются как контекстуальная, процедурная и компенсаторная когнитивные схемы. Установлено преобладание структурно простых и содержательно контекстуальных когнитивных схем в младшей возрастной группе с постепенным усилением роли сложно открытых компенсаторных схем в старшей возрастной группе. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при разработке программ психолого-педагогического сопровождения студентов.

Список источников: 

1. Аверьянова О. Ю., Шавшашева Л. В. Психологическое благополучие личности // Интеграция науки и образования в XXI веке : психология, педагогика, дефектология : материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. (Саранск, 3‒4 декабря 2015 г.). СПб. : Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2016. С. 10‒15.
2. Бессонова Ю. В. О структуре психологического благополучия // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве : сб. ст. / сост. Ю. В. Братчикова. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т., 2013. С. 30‒35.
3. Бочарова Е. Е. Тарасова Л. Е. Субъективное благополучие и социальная активность личности в различных социокультурных исследованиях // Современные исследования социальных проблем : электронный науч. журн. 2012. № 8 (16). URL:  https://elibrary.ru/contentsasp (дата обращения: 14.01.19).
4. Шамионов Р. М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2004. 180 с.
5. Dasgupta P. Human Well-Being and the Natural Environment. Oxford : Oxford University Press, 2001. 305 p.
6. Diener E., Emmons R. A., Larsen R. J., Griffi n S. The satisfaction with life scale // Journal of Personality Assessment. 1985. Vol. 49, № 1. P. 71‒75.
7. Бочарова Е. Е. К вопросу о внутренних детерминантах субъективного благополучия личности // Известия Пензенского гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского. 2008. №10. С 226‒231.
8. Будаева А. Ю., Халифаева О. А. Психологическое благополучие как один из показателей психологического здоровья личности // Психологическое здоровье человека : жизненный ресурс и жизненный потенциал : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Красноярск, 28‒29 ноября 2014 г.). Красноярск, 2014. С. 120‒127.
9. Костина С. С., Осин Е. Н. Представления о счастливой и осмысленной жизни : связаны ли они с психологическим благополучием? // Парадигма : философскокультурологический альманах. 2012. № 3. С. 179‒188.
10. Badhwar N. K. Objectivity and Subjectivity in Theories of Well-Being // Philosophy and Public Policy Quarterly. 2004. Vol. 32, № 1. P. 30‒38.
11. Rice T. W., Steele B. J. Subjective well-being and culture across time and space // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2004. Vol. 35, № 6. P. 633‒647.
12. Schafer R. B. Relationships and Well-Being over the Life Stages. New York : Praeger, 1991. 180 p.
13. Tomer J. F. Human Well-Being: A New Approach Based on Overall and Ordinary Functionings // Review of Social Economy. 2002. Vol. 60, № 1. P. 23‒28.
14. Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие // Психология здоровья / ред. Г. С. Никифоров. СПб. : Питер, 2000. С. 33‒45.
15. Павлоцкая Я. И. Социально-психологический анализ уровней и типов благополучия личности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1, ч. 1. С. 1‒ 9.
16. Урываев В. А., Петров Д. В., Шутов А. С., Петрова Г. Д., Тарасова А. А. Динамика субъективного благополучия студентов в процессе обучения : лонгитюдное исследование // Психология и медицина : пути поиска оптимального взаимодействия : материалы XI междунар. науч.-практ. конф., Рязань : РязГМУ, 2011. С. 89‒94.
17. Gilibert D., Cambon L. Paradigms of the Sosiocognitive approach // A Sociocognitive Approach to Social Norms / ed. N. Dubois. L. : Routledge, 2003. P. 38‒69.
18. Huang J. Emotional Intelligence and Subjective WellBeing: Altruistic Behavior as a Mediator // Social Behavior and Personality: an international journal. 2018. Vol. 46, iss. 5. P. 749‒762.
19. King K. A. Self-Concept and Self-Esteem : A Clarifi cation of Terms. Contributors // Journal of School Health. 1997. Vol. 67, iss. 2. P. 68‒74.
20. Steffenhagen R. A., Burns J. D. Social Dynamics of SelfEsteem : Theory to Therapy. N.Y. : Praeger, 1987. 245 p.
21. Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», 1996. 12 с.
22. Freeman R. B. Work and Well-Being: Introduction // National Institute Economic Review. 2009. № 209. P. 70‒81.
23. Luhmann M., Hofmann W., Eid M., Lucas R. E. Subjective Well-Being and Adaptation to Life Events : A MetaAnalysis // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 102, № 3. P. 592‒615.
24. Орлова Д. Г. Психологическое и субъективное благополучие : определение, структура и исследования (обзор современных источников) // Вестн. ПГГПУ. Сер. 1. Психологические и педагогические науки. 2015. Вып. 1. С. 28‒36.
25. Haybron D. M. On Being Happy or Unhappy // Philosophy and Phenomenological Research. 2005. Vol. 71, iss. 2. P. 287‒317.
26. Шамионов Р. М. Этнокультурные факторы субъективного благополучия личности // Психол. журн. 2014. Т. 35, № 4. С. 68–81.
27. Green B. Understand Schema, Understand Difference // Journal of Instructional Psychology. 2010. Vol. 37, № 2. P. 133‒148.
28. Mandler J. M. Stories, Scripts, and Scenes : Aspects of Schema Theory. Hillsdale, NJ. : Lawrence Erlbaum Associates, 1984. 144 p.
29. Markus H. Self-schemata and processing information about the self // Journal of Personality and Social Psychology. 1997. Vol 35, № 4. P. 63–78.
30. Bartlett F. C. Remembering: A study in experimental and social psychology. Cambrige, UK : Cambridge University Press, 1932. 317 p.
31. Neisser U. Cognition and Reality. San Francisco : W. H. Freeman, 1976. 230 p.
32. Turner R. M. Adaptive Reasoning for Real-World Problems: A Schema-Based Approach. Hillsdale, NJ. : Lawrence Erlbaum Associates, 1994. 260 p.
33. Landau R. J., Goldfried M. R. The assessment of schemata: A unifying framework for cognitive, behavioral, and traditional assessment // Assessment strategies for cognitive-behavioral interventions / eds. P. C. Kendall, S. D. Hollon. N.Y. : Academic Press, 1981. P. 363‒399.
34. Kumar N. Self-Esteem and Its Impact on Performance // Indian Journal of Positive Psychology. 2017. Vol. 8, № 2. P. 142‒157.
35. Zaff J. F., Hair E. C. Positive Development of the Self : Self-Concept, Self-Esteem, and Identity // Well-Being : Positive Development across the Life Cours / ed. M. H. Bornstein. Mahwah, NJ : Psychology Press, 2003. P. 235‒253.
36. Шамионов Р. М., Бескова Т. В. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. C. 8‒16.

Опубликована: 
03.04.2020