Образец для цитирования:

Силаева О. А., Шмелева Е. А. Психологические показатели безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной образовательной среде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 3. С. 252-261. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-3-252-261


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
159.99
Язык публикации: 
русский

Психологические показатели безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной образовательной среде

Аннотация: 

Целью представленного в статье исследования является выявление и эмпирическое обоснование психологических показателей безопасного социального поведения дошкольников в инклюзивной образовательной среде. Актуальность выполненного исследования состоит в необходимости предупреждения рисков инклюзивного образования, связанных с проявлениями разных форм психического и физического насилия в отношении детей с отклонениями в развитии со стороны сверстников. Предположительно безопасное социальное поведение детей определяется следующими личностными конструктами: потребностно-мотивационным, эмоционально-волевым, когнитивно-познавательным, межличностно-социальным. Эмпирическое исследование выполнено на базе инклюзивной дошкольной образовательной организации г. Шуя (N = 46, от 5 до 7 лет, девочки – 56%) с применением комплекса психодиагностического инструментария: «Диагностика толерантности у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья» (А. С. Сиротюк, в авторской модификации); для фиксации параметров тревожности ребенка дошкольного возраста применен проективный тест Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга (модификация Т. Д. Марцинковской, в авторской интерпретации); «Степень включенности старших дошкольников в игровое взаимодействие со сверстником» (С. Г. Елизаров, модификация С. С. Журавлевой); рисуночная проективная методика «Я в детском саду» (М. Быкова, в авторской интерпретации). Установлено, что сформированность психологических показателей безопасного социального поведения дошкольников находится преимущественно на низком или среднем уровне. Показано, что предикторами психологического благополучия дошкольников в инклюзивной образовательной среде, являющегося интегральным показателем безопасного социального поведения, выступают показатели социальной толерантности по отношению к сверстникам с отклонениями в развитии, эмпатии, готовности к взаимопомощи, неконфликтности, низкой тревожности, включенности в игровое взаимодействие. Полученные данные необходимо учитывать при реализации в дошкольных организациях программ инклюзивного образования.

Библиографический список
  1. Кисляков П. А., Феофанов В. Н., Удодов А. Г. Модель социально безопасного/опасного поведения детей с нарушениями интеллекта // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16, № 3 (142). С. 19–27. DOI: 10.17922/2071-53232017-16-3-19-27
  2. Феофанов В. Н., Константинова Н. П., Королева Ю. А. Особенности межличностных отношений дошкольников с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками в условиях инклюзивного образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 5. С. 67–89. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-5-67-89
  3. Camargo S. P. H., Rispoli M., Ganz J., Davis H., Mason R. Behaviorally Based Interventions for Teaching Social Interaction Skills to Children with ASD in Inclusive Settings: A Meta-Analysis // Journal of Behavioral Education. 2016. Vol. 25, no. 2. P. 223–248. DOI: 10.1007/ s10864-015-9240-1
  4. Hu B. Y., Lim C.-I., Boyd B. Examining engagement and interaction of children with disabilities in inclusive kindergartens in China // Infants and Young Children. 2016. Vol. 29, iss. 2. P. 148–163. DOI: 10.1097/ IYC.0000000000000060
  5. Hundert J., Rowe S., Harrison E. The combined effects of social script training and peer buddies on generalized peer interaction of children with ASD in inclusive classrooms // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2014. Vol. 29, iss. 4. P. 206–215. DOI: 10.1177/1088357614522288
  6. Kim S. Y., Brodhead M. T. Priming is an effective way to promote social interaction between children with autism and their typically developing peers in inclusive settings // Evidence-Based Communication Assessment and Intervention. 2015. Vol. 9, iss. 4. P. 134–139. DOI: 10.1080/17489539.2016.1154280
  7. Stanton-Chapman T. L., Brown T. S. A Strategy to Increase the Social Interactions of 3-Year-Old Children With Disabilities in an Inclusive Classroom // Topics in Early Childhood Special Education. 2015. Vol. 35, iss. 1. P. 4–14. DOI: 10.1177/0271121414554210
  8. Назарова Н. М. Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях // Специальное образование. 2012. № 3 (27). С. 6–12.
  9. Kislyakov P. A., Shmeleva E. A., Luneva L. F., Rybakova A. I., Feofanov V. N. Social and psychological safety of adolescents with intellectual disabilities in special and inclusive schools of Russia // Journal of Clinical and Diagnostic Research. 2018. Vol. 12, iss. 8. Р. VC17–VC20. DOI: 10.7860/JCDR/2018/35494.11885
  10. Баранов А. А., Елганов А. Р. Динамика развития навыков социально-безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации психолого-педагогической интегративной педагогической технологии // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26, № 4. С. 41–49.
  11. Костина Л. М. Стратегические направления формирования психологической безопасности личности дошкольника // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2013. № 155. С. 66–71.
  12. Пелихова А. В. Педагогические условия формирования социальной безопасности ребенка дошкольного возраста // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2010. № 125. С. 213–216.
  13. Сиротюк А. С. Формирование толерантности у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной развивающей среды: учебное пособие. М. : Директ-Медиа, 2014. 259 с.
  14. Сорокоумова С. Н. Изучение эмпатии у старших дошкольников в условиях инклюзивного обучения // Вестник Московского государственного областного университета. 2011. № 2. С. 138–144.
  15. Белова Н. Ю. Социально-педагогические условия формирования межличностных отношений дошкольников // Среднее профессиональное образование. 2012. № 6. С. 26–27.
  16. Голоюс Е. А., Григорьева М. В. Психолого-педагогические факторы формирования нравственных установок в старшем дошкольном возрасте // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8, № 1А. С. 296–303. DOI: 10.25799/ AR.2019.43.1.077
  17. Едиханова Ю. М. Формирование положительного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста посредством коррекции их самооценки: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2006. 24 с.
  18. Антопольская Т. А., Журавлева С. С. Экспериментальное исследование социально-коммуникативного развития старших дошкольников в образовательной среде организации дополнительного образования детей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. T. 9, № 1. С. 19–28.
  19. Салмина Н. Г., Иовлева Т. Е., Тиханова И. Г. Методика диагностики социально-желательного поведения, исследование феномена социально-желательного поведения в дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. 2006. № 4. С. 81–95.
  20. Кондратьева И. В. Психологические особенности формирования элементов ненасильственного взаимодействия у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Череповец, 1999. 17 c.
  21. Свистунова Е. В., Луценко Т. В. Экспериментальное изучение социально-психологической адаптации дошкольников в инклюзивной среде // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2018. № 3. С. 22–33.
  22. Салихова Н. В. Психологические аспекты социальной адаптации детей с ЗПР в условиях интегрированной группы дошкольников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2003. 28 c.
  23. Семеновских Т. В. Формирование мотивов позитивного поведения в конфликтных ситуациях и способы их разрешения (На материале исследования детей 5–7 лет, посещающих детские дошкольные учреждения): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2003. 22 c.
  24. Чернобровкина С. В. Саморегуляция поведения у дошкольников и ее формирование в сюжетно-ролевой игре: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Омск, 2001. 20 c.
  25. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности // Диагностика эмоционально-нравственного развития / сост. и ред. И. Б. Дерманова. СПб. : Речь, 2002. С. 19–28.
  26. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. 176 с.
  27. Быкова М. Я в детском саду. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада // Дошкольное образование. 2002. № 12. URL: https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200201207 (дата обращения: 09.05.2021).
Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 22)