Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


environment

Декларированные и латентные социальные группы: феномен, эволюция, детерминанты. Часть 2

Цель: изучение особенностей социальной среды как потенциального условия формирования, функционирования и эволюции латентных социальных групп. Гипотезы: 1) существуют пред-формы социальных объединений людей, которые условно можно назвать латентными социальными группами; 2) основанием для появления пред-форм могут выступать разные условия внешней и внутренней среды субъекта (в том числе условия, воспринимаемые человеком как субъективно значимые для него в отношении тех или иных жизненных целей).

Декларированные и латентные социальные группы: феномен, эволюция, детерминанты. Часть 1

Цель: изучение особенностей социальной микро- и мезосреды как потенциальных условий формирования, функционирования и эволюции латентных социальных групп. Гипотезы: 1) разные условия социальной среды не равнозначны для людей разного пола, возраста, работающих в разных сферах деятельности, имеющих разный социальный опыт и др.; 2) условия социальной среды имеют для людей разную субъективную значимость и в своей совокупности представляют относительно автономные и закрытые социальные пространства.

Феномен «Акме»: личность, успешность, среда (окружение)

Выделены неоднозначные аспекты взаимоотношений личности (в ситуациях успешности,  в акмеологии обозначаемых понятием «акме») и окружения, аспекты взаимоотношений,  ускользающие от обсуждения, от последовательного изучения в публикациях по акмеологии. Рассмотрены важные для понимания феномена «акме» его «измерения» (временные, этические, методологические).

Детерминанты однолетнего цикла динамики умственной работоспособности

Приведены результаты 34-летнего лонгитюдного исследования по контролю умственной работоспособности (УРС) субъекта ум- ственного труда. Констатируется неповторяемость динамики УРС в разных временных циклах, но повторяемость типов динамики при сходстве «внешних» и «внутренних» условий субъекта.

«Акме»: пространство и время проявления феномена

Обсуждается содержание феномена «акме», выделены «открытые вопросы», отсутствие ответов на которые препятствует его изучению: темпоральные параметры акме, мера и характер интеграции качеств человека, уникальность и стабильность психических структур, роль окружения и характер включенности активности человека в деятельность социальных групп и др. Цель статьи – постановка вопросов поиска и выделения пространственных и темпоральных параметров проявления феномена «акме».

Рафинированное воспитательное пространство: к характеристике феномена

The paper outlines the essence and types of educational environment and provides a detailed definition of refined educational space as a distinct type of educational environment. When analyzing educational environment, it is possible to use physicalistic and non-physicalistic logic. It is non-physicalistic logic that underlies this paper’s discussion of the phenomenon of refined educational environment. The paper further justifies the rationale for the research of educational environment in the context of socio-cultural environment.

Феномен «ресурсы»: стадии и ситуации актуализации условий среды как ресурсов

Рассматривается проблема феномена «ресурсов»: психологические механизмы актуализа- ции «внутренних условий» субъекта и «внешних» как ресурсов, уровни активности и взаи- модействия субъекта в системе «субъект – среда», мера интенсивности этих взаимодей- ствий и возможности накопления их «критической массы», психические состояния людей, следующие из «субъект-порождающих» взаимодействий и способствующие порождению ресурсов.