Образец для цитирования:

Гилемханова Э. Н., Хусаинова Р. М., Башлай Э. Х. Значимость базовых ценностей для субъектов образовательной среды как условие ее безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 4. С. 295-305. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-4-295-305


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
УДК: 
159.9.07
Язык публикации: 
русский

Значимость базовых ценностей для субъектов образовательной среды как условие ее безопасности

Аннотация: 

Усложнение количественных и качественных характеристик образовательной среды определяет постановку исследовательских задач, связанных с изучением современного социокультурного ландшафта и выявлением акмеологических механизмов социально-психологической безопасности школы. Теоретической рамкой исследования явилась концепция «культурных традиций» Д. Б. Зильбермана о существовании нормативного и ценностного типов отношения к действительности. Цель исследования – соотнесение ценностного и нормативного типов отношения к действительности как вариантов выражения отношения к базовым ценностям у субъектов образовательного процесса с оценкой социально-психологической безопасности образовательной среды школы. Гипотезы исследования: 1) субъекты образовательной среды, у которых доминирует отношение к базовым ценностям как к значимым, представляют ценностный тип; 2) ценностный тип личности определяет идентификацию образовательной среды как более безопасной. Выборка исследования: 1177 учащихся в возрасте 13–16 лет (60% юношей, 40% девушек; средний возраст 14,9 года), 925 родителей в возрасте 28–57 лет (93% женщин, 7% мужчин; средний возраст 39 лет), 136 учителей в возрасте 23–74 года (95% женщин, 5% мужчин; средний возраст 38,7 года), г. Казань. Методики исследования: тест «Ценностные ориентации» (М. Рокич), авторская анкета исследования социально-психологической безопасности образовательной среды (Э. Н. Гилемханова). Установлено, что субъекты образовательной среды, у которых доминирует отношение к базовым ценностям как значимым, представляют ценностный тип – в противоположность нормативному типу. Показано, что ценностный тип отношения определяет идентификацию образовательной среды как более безопасной. Научная новизна исследования заключается в том, что полученные результаты открывают возможность для интерпретации концепции Д. Б. Зильбермана в контексте акмеологических детерминант социальнопсихологической безопасности образовательной среды. Результаты исследования могут быть реализованы в практике психологопедагогического сопровождения субъектов образовательного процесса, а также при осуществлении комплексных мероприятий по организации безопасной образовательной среды школы. 

Библиографический список
  1. Gilemkhanova E. N. Socio-Psychological Safety of Schools in the Context of the Settlement Type and SocioEconomic Status of the Region // Behavioral Sciences. 2019. Vol. 9, no. 12. P. 139. DOI: 10.3390/bs9120139.
  2. Gilemkhanova E. N. Sociocultural Risks of the Educational Environment as a Basis for the Classifi cation of Schools by Level of Socio-Psychological Safety // V International Forum on Teacher Education, Kazan Federal University, Russia. 29–31 May 2019. ARPHA Proceedings 1 / R. Valeeva, ed. P. 945–961. DOI:10.3897/ap.1.e0898
  3. Гилемханова Э. Н., Баянов Р. И. Комплексная модель оценки социокультурных рисков образовательной среды школы // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offl ine Letters): электронный научный журнал. 2020. № 7 (июль). ART 2861. URL: http://emissia.org/offl ine/2020/2861.htm (дата обращения: 31.03.2021).
  4. Еремеев Б. А. Психология безопасности, психологическая безопасность и уровни развития человека // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма / ред. И. А. Баева, Ш. Ионеску, Л. А. Регуш. СПб. : Книжный дом, 2006. С. 101–103.
  5. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. ЖурналВысшей школыэкономики. 2008. Т. 5, № 2. С. 37–67.
  6. Баева И. А., Гаязова Л. А., Кондакова И. В., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. С. 5–18. DOI: 10.17759/pse.2020250601
  7. Отюцкий Г. П. Глобализация: ценности культуры и духовная безопасность // Система ценностей современного общества. 2011. № 18. С. 251–255. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalizatsiya-tsennosti-kulturyi-duho... (дата обращения: 06.04.2021). 8. Корчемный П. А., Зотова О. Ю. Восприятие ценности безопасности // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 160–169.
  8. Авдеева И. А. Формирование ценностей как философская, социальная и культурологическая проблема // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Вып. 3 (107). С. 257–268.
  9. Левицкая Т. Е., Тренькаева Н. А., Козлова Н. В., Богомаз С. А., Цехмейструк Е. А. Безопасность в структуре ценностей молодежи, проживающей в городской среде // Психология и право. 2018 (8). № 4. С. 20–33. DOI: 10.17759/psylaw.2018080403
  10. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Современный социо-анализ. М. : Московское отделение Российского научного фонда, 1996. Вып. 6. С. 5–23.
  11. Зильберман Д. Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 76–105.
  12. Кант И. Из лекций по этике // Этическая мысль : науч.-публицист. чтения / редкол.: А. А. Гусейнов и др. Москва : Политиздат, 1990. C. 297–323.
  13. Иванько Л. И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции // Культурная деятельность: опыт социологического исследования / ред. Л. Н. Коган. М. : Наука, 1981. С. 149–187.
  14. Рокич М. Методика «Ценностные ориентации» // Большая энциклопедия психологических тестов / авт.-сост. А. А. Карелин. Москва : Эксмо, 2009. С. 26–28.
  15. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Теории личности и личностный рост. М. : Олма-пресс, 2004. 657 с.
  16. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 1. С. 3–18.
  17. Волков А. А. Личность в ценностно-смысловой интерпретации // Гуманизация образования. 2013. № 1. С. 23–27.
  18. Асмолов А. Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. 1983. № 3. С. 118–125.
  19. Анцыферова Л. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. Т. 20, № 3. С. 5–17.
  20. Бочарова Е. Е. Взаимосвязь субъективного благополучия и социальной активности личности: кросскультурный аспект // Социальная психология и общество. 2012. Т. 3, № 4. С. 53–63.
  21. Suyatno S., Pambudi D. I., Mardati A., Wantini W., Nuraini E., Yoyo Y. The Education Values of Indonesian Teachers: Origin, Importance, and Its Impact on Their Teaching. International Journal of Instruction. 2019. Vol. 12, no. 3. P. 633–650. DOI: 10.29333/iji.2019.12338a
  22. Khanolainen D., Semenova E., Magnuson P. ‘Teachers see nothing’: exploring students’ and teachers’ perspectives on school bullying with a new arts-based methodology // Pedagogy, Culture & Society. 2020. Vol. 29, iss. 3. P. 1–23. DOI: 10.1080/14681366.2020.1751249
Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 28)