Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Малышев И. В., Ручин В. А. Взаимосвязь социальной компетентности и адаптационных возможностей личности студентов разных специальностей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 4. С. 355-360. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-355-360

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 18)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6

Взаимосвязь социальной компетентности и адаптационных возможностей личности студентов разных специальностей

Авторы: 
Малышев Иван Викторович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Ручин Владимир Алексеевич, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.
Аннотация: 

Изложены данные теоретического анализа проблемы соотношения адаптации личности и её социальной компетентности. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи социальной компетентности и адаптационного потенциала, выполненного на студенческой выборке (N = 80 в возрасте 18–19 лет) с применением диагностического инструментария: методика «Коммуникативная социальная компетентность» (КСК) (Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Т. М. Мануйлова), «Опросник социально-психологической адаптации личности» (К. Роджерса и Р. Даймонда). Показано, что одним из существенных факторов социально-психологической адаптации и адаптационных возможностей является социальная компетентность личности: в частности, установлено, что непосредственность в общении, оптимистичность, устойчивость к стрессам, самоконтроль и работоспособность, низкая агрессивность являются основанием формирования оптимальных адаптационных возможностей студентов. Полученные данные могут быть реализованы в работе социально-психологических служб образовательных учреждений.

Список источников: 

1 Шамионов Р. М. О некоторых эффектах социализации личности в контексте системно-диахронического подхода // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14305 (дата обращения: 02.11.2016).

2 Шамионов Р. М. Адаптационная готовность личности – субъекта социального взаимодействия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 4. С. 106–112.

3 Бочарова Е. Е. Современные тренды содержательных методов анализа процесса социализации личности // Современные исследования социальных проблем : электрон. науч. журн. 2013. № 9 (29). С. 58. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2013/9/bocharova.pdf (дата обращения: 25.05.2016).

4 Константинов В. В., Копылова Л. Е. Специфика психологического сопровождения процесса школьной адаптации // Вестн. Сарат. обл. ин-та развития образования. 2015. № 1. С. 18–22.

5 Малышев И. В., Орлянская А. Р. Адаптационные возможности личности студентов-спортсменов в условиях вузовского обучения // В мире научных открытий. 2015. № 7.1 (67). С. 512–5 24.

6 Малышев И. В., Орлянская А. Р. Влияние социально-психологического тренинга на адаптационные возможности личности студентов-спортсменов // В мире научных открытий. 2015. № 11–1. С. 618–629.

7 Рототаева Н. А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2002. 24 с.

8 Закурдаева Л. Г. Дефиниционный анализ категорий «социализация», «социальность», «социальная компетентность», «социальная компетенция» // Актуальные вопросы современной науки. 2010. № 11. С. 65–73.

9 Зимняя И. A. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–44.

10 Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Т. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2005. 490 с.

Опубликована: 
12.12.2016