Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Сорокин А. И. Военная идентичность офицера: опросник и его валидизация // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 3. С. 256-261. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-3-256-261

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 100)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9.072:316.64

Военная идентичность офицера: опросник и его валидизация

Авторы: 
Сорокин Алексей Иванович, Саратовский военный Краснознаменный институт войск Национальной гвардии Российской Федерации
Аннотация: 

Целью представленного в статье исследования является разработка и валидизация оригинальной методики по определению уровня военной идентичности. Актуальность темы исследования обусловлена отсутствием методик для определения уровня военной идентичности военнослужащих. Предложен новый инструмент для определения уровня военной идентичности. Гипотезой исследования явилось предположение, что разработанный инструмент для оценки уровня военной идентичности офицеров является валидным и надежным. Исследование выполнено на базе Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Выборочная совокупность составила 265 курсантов мужского пола, обучающихся на 1–5 курсах, в возрасте от 17 до 24 лет, представляющих разные социально–демографические группы. При создании опросника использованы рекомендации В. П. Устинова по разработке психодиагностических методик и их применению в эмпирических исследованиях. В процессе конструирования методики осуществлена проверка надежности (по внутренней согласованности частей опросника), очевидной и содержательной валидности, в результате чего выявлено, что данная методика является надежным и валидным диагностическим инструментом, позволяющим определить уровень военной идентичности военнослужащих. Полученные результаты могут быть использованы как в практической работе групп профессионально-психологического отбора для выявления профессиональной пригодности абитуриентов (кандидатов), поступающих в военные вузы, так и для диагностики профессиональной ответственности офицеров и учета ее особенностей при их назначении на должности.

Список источников: 

1.   Сорокин А. И. Динамика выраженности категорий идентичности курсантов военного вуза в процессе социализации // Мир образования – образование в мире. 2018. № 2 С. 185–191.

2.   Britt T. W. Aspects of identity predict engagement in work under adverse conditions // Self and Identity. 2003. № 2. P. 35–41.

3.   Johansen R. B., Laberg J. C., Martinussen M. The impact of military identity on junior offi cer students // Journal of Political and Military Sociology : An annual review. 2013. № 42. P. 75–99.

4.   Johansen R. B., Laberg J. C., Martinussen M. Military identity as predictor of perceived military competence and skills // Armed Forces & Society. 2014. № 40. P. 521–543.

5.   Mylle J. From a psychological to a behavioural sciences approach and beyond in military research : Current status and trends / ed. G. Caforio // Social Sciences and the Military : An interdisciplinary overview. Oxon : Routledge, 2007. P. 123–143.

6.   Johansen R., Martinussen M., Kvilvang N. Measuring military identity: scale development and psychometric evaluations // Social behavior and personality. 2013. № 41 (5). P. 861–880.

7.   Караваев А. Ф. Исследование и формирование индивидуально-психологических особенностей обучающихся курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 1 (25). С. 53–54.

8.   Некрасов А. С. Развитие профессиональной идентичности личности курсанта военного училища : дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2005. 158 с.

9.   Шаповал В. А. Профессиональная идентичность сотрудников органов внутренних дел : система оценки, прогнозирования и мониторинга в контексте психодинамического подхода. СПб. : Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2014. 256 с.

10.  Созонник А. В. Формирование профессиональной идентичности личности курсанта на разных этапах профессиональной социализации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1 (64). С. 12–17.

11.  Сысолятин М. В. Соотношение военной идентичности и представлений о военной карьере у курсантов военного вуза // Мир образования – образование в мире. 2018. № 4. C. 135–141.

12.  Суворов А. В. Наука побеждать. М. : Эксмо, 2011. 480 с.

13.  Толстой Л. Л. Жизненные задачи русского офицера [Электронный ресурс]. URL: http:// http://militera.lib.ru/science/vs17/24.html (дата обращения: 08.11.2018).

14.  Устинов В. П. Разработка психодиагностических методик и их применение в эмпирических исследованиях : учеб. пособие. Иркутск : Иркут. ун-т, 2004. 100 с. 15.  Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность : теория и методы диагностики. М. : МПСИ, 2007. 128 c.

 

Опубликована: 
30.09.2019