Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Рягузова Е. В., Черняева Т. И. Социальное пространство войны в психологическом фокусе победы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 3. С. 239-249. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-3-239-249, EDN: QCFAGL

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 45)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6:159.9
EDN: 
QCFAGL

Социальное пространство войны в психологическом фокусе победы

Авторы: 
Рягузова Елена Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Черняева Татьяна Ивановна, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина РАНХиГС
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена запросом общества на сохранение и поддержание российской идентичности. При этом критично важно осмысливать исторические уроки войны, выстраивать линию от настоящего к прошлому и будущему, закреплять и транслировать культурные коды победы. Цель: выполнить компаративной анализ социальных представлений студенческой молодежи о войне и победе, определить смысловые поля войны и победы. Гипотеза: существует дифференциация социальных представлений студенческой молодежи о войне и победе и отрефлексированных представлений о войне и победе их родителей и прародителей, свидетельствующая о многослойности смысловых полей коллективной памяти. Участники: студенты (N = 52) Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (г. Саратов); в возрасте от 20 до 22 лет (M = 21,48; SD = 1,12), 88,5% – девушки. Методы (инструменты): опрос, включающий социально-демографический и социально-психологический блоки; контент-анализ и прототипический анализ П. Вержеса. Результаты: описаны структурные составляющие представлений о войне и победе в рамках ретроспективной рефлексии и выявлены их смысловые поля. Показана высокая значимость эмоционального компонента, личностных и ценностных составляющих, а также регуляторных практик. Обнаружено, что выраженность личностного компонента в представлениях о войне снижается от прародителей к потомкам, а в представлениях о победе растет. Выводы: выявлена высокая согласованность представлений о войне и победе с позиций трех поколений: война позиционируется как катастрофический режим человеческого существования, а победа – как триггер мощных эмоциональных переживаний и надежд на будущее. Утверждается, что наличие дифференциации в отрефлексированных представлениях о войне и победе свидетельствует о многослойности смысловых полей коллективной памяти. Практическая значимость определяется тем, что представленные результаты могут использоваться при разработке программ по укреплению гражданской позиции и позитивной социальной идентичности студенческой молодежи.

Список источников: 
  1. Трут В. П. Войны в истории человечества // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2021. Т. 26, № 1. С. 10–12. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2021.1.1, EDN: EXWLUV
  2. Zefferman M. R., Mathew S. An evolutionary theory of large-scale human warfare: Group-structured cultural selection // Evolutionary Anthropology. 2015. Vol. 24, iss. 2. P. 50–61. https://doi.org/10.1002/evan.21439, PMID: 25914359
  3. Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. 2005. № 2–3 (40–41). С. 391–402.
  4. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М. : Новое издательство, 2007. 348 с.
  5. Assmann J. Communicative and Cultural Memory // Cultural Memory Studies. Cultural Memories: The Geographical Point of View (Knowledge and Space 4) / eds. P. Meusburger, M. Heffernan, E. Wunder. Dordrecht, Berlin, New York : Springer. 2008. Р. 15–27. https://doi.org/10.1007/978-90-481-8945-8_2
  6. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика. М. : Новое литературное обозрение, 2014. 323 с.
  7. Емельянова Т. П. Коллективная память о советском прошлом: назад в СССР? // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 47. С. 4. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/465 (дата обращения: 12.03.2025). https://doi.org/10.54359/ps.v9i47.465, EDN:XXYNQP
  8. Емельянова Т. П. Коллективная память о событиях отечественной истории: социально-психологический подход. М. : Институт психологии РАН, 2019. 299 с. EDN: XOSHQR
  9. Баранова В. А., Донцов А. И. Коллективная память о событиях в России ХХ века в современном Российском обществе // Человеческий капитал. 2017. № 11 (107). С. 76–82. EDN: ZUCZTD
  10. Неврюев А. Н., Сариева И. Р. Как узнать, кто и почему (не)одобряет войну? Современные исследования отношения к войне // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11, № 1. С. 80–93. https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110108, EDN: CIMCUM
  11. Филиппов В. М., Пузанова Ж. В., Ларина Т. И. Сравнительный анализ представлений о Великой Отечественной войне: межпоколенческий срез (Россия, Украина, Беларусь) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2015. № 4. С. 117–127. EDN: VBXAQD
  12. Рябошлык О. А. Коллективная память о Второй мировой войне в современной России: метод ассоциаций // Гуманитарные науки в XXI веке: научный Интернет-журнал. 2020. № 14. С. 106–119. EDN: GQGPHU
  13. Vergès P. L’Evocation de l’argent: Une méthode pour la définition du noyau central d’une représentation // Bulletin de Psychologie. 1992. T. XLV, № 405. P. 203–209. https://doi.org/10.1590/1413-82712018230403
  14. Ерофеева И. В. Концепт «война» в современном медиатексте: репрезентация традиционных моделей // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2015. № 2 (61). С. 72–82. EDN: TQABZD
  15. Riches B. Measuring Heroism // Encyclopedia of Heroism Studies / eds. S. T. Allison, J. K. Beggan, G. R. Goethals, R. George. Cham : Springer International Publishing, 2024. P. 1307–1310. https://doi.org/10.1007/978-3-031-48129-1_322
  16. Шевченко О. К., Подлесная М. А. Героизм как философское и социологическое понятие в пространственно-временном измерении // Человек. 2024. Т. 35, № 3. С. 44–62. https://doi.org/10.31857/S0236200724030036, EDN: PDLOBG
  17. Горелова Т. А., Хлопонина О. О. Культурный концепт «Герой» как ценностный ракурс эпохи // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 3. С. 119–132. http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.3.10, EDN: DYHAGW
  18. Селезнева М. П. Истинный героизм – духовная составляющая общества // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 11–2 (38). С. 157–160. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2019-11774, EDN: ZKSNPK
  19. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. М. : Эксмо, 2024. 224 с.
  20. Фуко М. О Трансгрессии // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. СПб. : Мифрил, 1994. С. 116–117.
  21. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб. : Аксиома, Мифрил, 1997. 336 с.
  22. Bartholomees J. B. Theory of Victory // The US Army War College Quarterly: Parameters. 2008. Vol. 38, № 2. P. 25–36. https://doi.org/10.55540/0031-1723.2419
  23. Shani M., Kunst J. R., Anjum G., Obaidi M., Leshem O. A., Antonovsky R., van Zalk M., Halperin E. Between victory and peace: Unravelling the paradox of hope in intractable conflicts // British Journal of Social Psychology. 2024. № 63. P. 1357–1384. https://doi.org/10.1111/bjso.12722
  24. Фуко М. Рождение биополитики. Курс лекций, прочитанных в коллеж де Франс в 1978–1979 учебном году / пер. с фр. А. В. Дьякова. СПб. : Наука, 2010. 448 с. EDN: WBSBVV
  25. Рикель А. М., Федорова Н. В., Бовина И. Б. Между горем и гордостью: визуальные методы для исследования межпоколенческих особенностей эмоциональных переживаний и коллективной памяти о войне // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т. 29. № 4. С. 127–143. https://doi.org/10.17759/cpp.2021290408, EDN: CPVZPC
  26. Емельянова Т. П., Мишарина А. В. Ознаменование Победы в Великой Отечественной войне в восприятии различных социальных групп // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 220–229. EDN: TDUYFD
  27. Джумайло О. А. Герой своего времени, герой вне времени или герой на все времена – qui pro quo? // Новое прошлое. 2019. № 1. С. 192–205. https://doi.org/10.23683/2500-3224-2019-1-192-205, EDN: IBRHFQ
  28. Подлесная М. А., Шевченко О. К., Ильина И. В. Герои и героизм как репрезентации коллективной памяти // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023. Т. 23, № 3. C. 503–524. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2023-23-3-503-524, EDN: WXMCXE
  29. Рягузова Е. В. Память Другого или другая память: социально-психологический анализ коммеморативных практик // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 61–68. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-61-68, EDN: PWIMPM
Поступила в редакцию: 
07.04.2025
Принята к публикации: 
17.06.2025
Опубликована: 
30.09.2025
Краткое содержание:
(загрузок: 30)