Образец для цитирования:

Шамионов Р. М., Сорокин А. И. Роль военной идентичности, ценностей и удовлетворенности службой в формировании ответственности курсантов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1. С. 25-32. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-1-25-32


УДК: 
316.6
Язык публикации: 
русский

Роль военной идентичности, ценностей и удовлетворенности службой в формировании ответственности курсантов

Аннотация: 

Изучение роли социально-психологических характеристик, складывающихся в процессе социализации, в формировании ответственного отношения к служебной деятельности курсантов является важной задачей социальной психологии. Ответственность военнослужащих обеспечивает успешную реализацию их служебной деятельности и стабильность государства и общества. Поэтому цель данного исследования – изучить роль военной идентичности и удовлетворенности службой в формировании ответственности курсантов, определить их прямые и косвенные эффекты. В исследовании приняли участие 265 курсантов военного института росгвардии РФ. Методика. Использованы методика Куна – Макпартленда «Кто Я» для оценки социально-ролевой военной идентичности, авторская методика, направленная на оценку персональной военной идентичности, ответственного отношения к служебной деятельности, модифицированный вариант методики Л. И. Вассермана «Уровень социальной фрустрации». Для определения выраженности ценностных областей использована методика Ш. Шварца. Обработка даных проведена с помощью программы IBM SPSS Statistics + PS IMAGO PRO, включающей средство моделирования на основе SEM, AMOS-25. Установлена взаимосвязь общей и личностной ответственности и социально-ролевой и персональной идентичности курсантов, а также ценностей сохранения и самоопределения социального фокуса и ценностей открытости к изменениям личностного фокуса. На основе метода структурного моделирования выявлены прямые и косвенные эффекты возраста, социально-ролевой и персональной военной идентичности и удовлетворенности службой и ценностей сохранения личностной, институциональной и коллективной ответственности и интернальности. Модель объясняет этими переменными до 33% вариаций личностной ответственности, 16% – интернальности и 24% вариаций персональной военной идентичности.

Библиографический список

1. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности : содержание, структура, механизмы формирования. СПб. : Изд-во РГПУ, 2008. 118 с.
2. Андреева Г. М. Психология социального познания. М. : Аспект Пресс, 2009. 305 с.
3. Сушков И. Р. Социально-психологическая теория Дж. Тернера [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychological.ru/default.aspxs=0&p=27&0a1=695&0o1=0&0s1=1 (дата обращения: 11.10.2019).
4. Иванова Н. Л. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях // Вопр. психологии. 2004. № 4. С. 65‒76. 
5. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность : теория, эксперимент, тренинг : учеб. пособие. М. : МПСУ ; Воронеж : Изд-во «НПО «МОДЭК»», 2004. 599 с.
6. Шамионов Р. М., Никитенко П. Д. Соотношение идентичности и представлений о мире в процессе профессиональной социализации курсантов военного вуза // Учен. зап. пед. ин-та СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Сер. Психология. Педагогика. 2008. № 3‒4. С. 48‒54.
7. Созонник А. В. Формирование профессиональной идентичности личности курсанта на разных этапах профессиональной социализаци // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1 (64). С. 12‒17.
8. Болтыков О. В. Дидактические основы формирования гражданской идентичности курсантов военного вуза // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2016. № 3. С. 12‒15.
9. Солодникова И. В. Социальная идентичность и жизненный путь личности. М. : Институт молодежи, 1993. 116 с.
10. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования идентичности личности // Мир России. Социология. Этнология. 1995. Т. 4, № 3‒4. С. 158‒181.
11. Эриксон Э. Идентичность : юность и кризис. М. : Прогресс, 1996. 344 c.
12. Некрасов А. С. Развитие профессиональной идентичности личности курсанта военного училища : дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2005. 158 с.
13. Иванова Н. Л., Румянцева Т. В. Социальная идентичность : теория и практика. М. : Изд-во СГУ, 2009. 453 с.
14. Шамионов Р. М. Социализация и ресоциализация личности : нормативность и процессуальность // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 4. С. 3‒8.
15. Созонник А. В. Характеристики личности и преодолевающего поведения в условиях военно-профессиональной социализации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Педагогика, Психология. 2011. № 4. С. 260‒263.
16. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 299 с.
17. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории / под ред. К. А. АбульхановойСлавской. М. : Наука, 1995. С. 27–48.
18. Куренков И. А. Психология ответственности : учеб.- метод. пособие. Балашов : БГПИ, 2002. 60 с.
19. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л. : Наука, 1983. 240 с.
20. Сорокин А. И. Динамика ответственного отношения к служебной деятельности курсантов в процессе военно-профессиональной социализации // Психология и психотехника. 2019. № 1 (108). С. 79–88.
21. Семененко Н. Н. Становление профессиональной ответственности у курсантов военных училищ Сухопутных войск : дис. … канд. психол. наук. М., 1998. 225 c.
22. Налчаджян А. А. Атрибуция, диссонанс и социальное познание. М. : Когито-Центр, 2006. 415 с.

Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 20)
Краткое содержание (на английском языке):
(downloads: 10)