Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Саяпин Н. В. Профессиональное саморазвитие будущих учителей технологии как актуальная проблема в процессе их подготовки // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 3. С. 271-276. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-3-271-276

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 114)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378

Профессиональное саморазвитие будущих учителей технологии как актуальная проблема в процессе их подготовки

Авторы: 
Саяпин Николай Васильевич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Актуальность изучения проблемы профессионального саморазвития будущих учителей технологии в процессе их подготовки связана с тем, что в современных условиях образовательным учреждениям необходимы педагоги, которые умеют быстро адаптироваться к интенсивным изменениям, способны самостоятельно развиваться в профессиональной сфере. Одним изэтапов профессионального саморазвития будущих учителей технологии является их обучение в вузе. Цель: определить важность и значимость профессионального саморазвития для будущих учителей технологии в период подготовки в вузе на основе анализа нормативных документов, исследований ученых, результатов анкетирования студентов. Анализ содержания нормативных документов федерального уровня, регламентирующих процесс подготовки будущихучителей технологии в вузе, на предмет наличия / отсутствия вопросов, затрагивающих профессиональное саморазвитие будущих учителей технологии, осуществлен согласно ФГОС высшего образования и профессионального стандарта «Педагог». ФГОС подготовки бакалавров и магистров включает компетенцию, непосредственно связанную с профессиональным развитием будущих учителей технологии – УК-6. Анализ профессионального стандарта «Педагог» позволяет выделить две обобщенные трудовые функции, в которых обозначены те трудовые действия, умения и знания, которые в совокупности связаны с профессиональным саморазвитием педагогов. Исследование выполнено на выборке студентов (N = 52, в возрасте от 18 до 30 лет, жен. = 60%), обучающихся в Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Технология». Для фиксации степени выраженности значимости профессионального саморазвития применена авторская анкета. Выявлена положительная динамика временных затрат на профессиональное саморазвитие к старшим курсам. Зафиксировано единогласие респондентов в том, что профессиональное саморазвитие является неотъемлемой составляющей профессионального роста и частью конкурентоспособности в профессии. Представленные материалы эмпирического характера могут быть использованы при создании педагогических условий по осуществлению эффективной подготовки в направлении профессионального саморазвития студентов.

Список источников: 
  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 15.05.2022).
  2. Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 15.05.2022).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfi les/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 15.05.2022).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Магистратура. Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/downloads?f=%2Fuploadfi les %2Ffgosvom%2F440401.pdf&id=228 (дата обращения: 13.05.2022)
  5. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). URL: https://base. garant.ru/70535556/ (дата обращения: 15.05.2022). 
  6. Гущина И. Н. Воспитательная деятельность будущего педагога в формировании у него готовности к профессиональному саморазвитию // Научное мнение. 2020. № 12. С. 172‒178. https://doi.org/10.25807/ PBH.22224378.2020.12.172.178
  7. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика. М. : Юрайт, 2019. 574 c.
  8. Везетиу Е. В. Личностное самосовершенствование как средство осознанного саморазвития будущего педагога в процессе его профессиональной подготовки в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54, ч. 2. С. 83‒89.
  9. Сюнина А. С. Проблема саморазвития будущего учителя // Современный ученый. 2019. № 1. С. 151‒154.
  10. Грушевский С. П., Иванова О. В. Основные направления профессионально-личностного саморазвития будущих педагогов в вузе // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 131 (07). С. 1015‒1024. https://doi.org/10.21515/1990- 4665-131-083
  11. Никитина Е. Ю., Федорова Е. Е. Прикладные аспекты профессионально-личностного развития будущих педагогов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. № 5. С. 139‒148. https://doi. org/10.25588/CSPU.2018.17..5..011
  12. Хазыкова Т. С. Принципы проектирования будущими учителями авторской системы профессионально-личностного саморазвития // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 275‒279. https://doi.org/10.26140/ anip-2019-0801-0068
  13. Скопа В. А. Профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя в контексте компетентного подхода // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 8. С. 104‒107. https://doi.org/10.37882/2223- 2982.2021.08.35
  14. Бажук О. В., Берестовская Л. П., Мерецкая Т. В. Формирование готовности студентов педагогического вуза к профессиональному самообразованию // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 111‒129. https://doi.org/10.32744/pse.2022.1.7
  15. Козилова Л. В. Профессиональное саморазвитие преподавателя педагогического вуза в условиях трансформации образовательной среды // Педагогика и просвещение. 2020. № 4. С. 106‒121. https:// doi.org/10.7256/2454-0676.2020.4.34752
  16. Чудина Е. Е. Профессиональное саморазвитие как условие самоопределения будущего учителя // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 2 (165). С. 99‒105.
  17. Ивасева О. В. Готовность к педагогическому самообразованию студентов педвуза как ориентация на педагогическую профессию // Современное среднее профессиональное образование. 2021. № 1. С. 31‒36. 
  18. Донина И. А., Воднева С. Н., Смирнова Е. А. Самообразовательная компетенция как фактор готовности будущего педагога к профессиональной деятельности // Психолого-педагогический поиск. 2021. № 2 (58). С. 46‒57. https://doi.org/10.37724/ RSU.2021.58.2.004
  19. Романовский А. Г. Сущность профессионально-личностного саморазвития будущих специалистов и их механизмы управления. М., 1993. 73 с.
  20. Маркова О. И. Профессиональное саморазвитие педагога. Киев : Вища школа, 2004. 172 с.
  21. Заикина Е. С. Педагогические условия самообразования и саморазвития будущих педагогов // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 225‒227
Поступила в редакцию: 
25.06.2022
Принята к публикации: 
25.06.2022
Опубликована: 
30.09.2022