Для цитирования:
Арендачук И. В. Профессиональное самоопределение старшеклассников в разных условиях социализаци // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 2. С. 141-145. DOI: 10.18500/2304-9790-2013-2-2-141-145
Профессиональное самоопределение старшеклассников в разных условиях социализаци
Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования особенностей профессионального самоопределения учащихся старших классов общеобразовательной школы. Показано, что состояние здоровья является фактором, определяющим условия социализации личности и специфику ее профессионального самоопределения. Изучение особенностей профессионального самоопределения старшеклассников с ограниченными зрительными возможностями и учащимися, не имеющими проблем со здоровьем, выполнено на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III–IV видов г. Саратова и средней общеобразовательной школы села Ивантеевка Саратовской области (n = 50). Применен комплекс методик: «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова, опросник «Ориентация» В. Е. Сигачева и М. Н. Россохач, анкета «Будущий социальный статус». Сравнительный анализ показал, что старшеклассники с нарушенной функцией зрения недооценивают свои возможности, ориентируются на довольно небольшой выбор профессий, а в структуре потребностей, связанных с будущей профессией, доминируют потребности в самореализации и развитии своих способностей. У их здоровых сверстников выражена тенденция переоценивать свои возможности, а ведущим мотивом профессионального выбора является стремление к материальному обеспечению жизни. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в организации психолого-педагогической помощи старшеклассникам, направленной на формирование адекватных представлений о собственных возможностях и соотнесение их с конкретными профессиями.
1. Ермаков В. П. Методические рекомендации по профессиональной ориентации детей с нарушениями зрения : икусство, природа, наука, техника, социальная деятельность. М., 2004. 358 с.
2. Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. СПб., 2005. 304 с.
3. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. М., 2002. 480 с.
4. Копылова С. А. Допрофессиональная подготовка лиц с ограниченными зрительными возможностями как средство их профессионального самоопределения. URL: http://labintegro.mordgpi.ru (дата обращения : 22.12.2012).
5. Аркадьев А. А. Тесты по профориентации для учащихся. Минск, 2008. 272 с.