Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Арендачук И. В. Профессиональная деятельность преподавателя в системе высшего образования: психологический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2010. Т. 3, вып. 2. С. 17-23. DOI: 10.18500/2304-9790-2010-3-2-17-23

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 38)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.015.3

Профессиональная деятельность преподавателя в системе высшего образования: психологический аспект

Авторы: 
Арендачук Ирина Васильевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Выявлена психологическая структура субъектных свойств личности в научно-педагогической деятельности, условия формирования профессионально-личностной Я-концепции преподавателя и особенности его мотивации. Проанализирована личностная и социальная значимость профессии преподавателя высшей школы; рассмотрена специфика профессиональной среды, психологическое содержание деятельности и профессиональных компетенций в ней; определена функционально-уровневая организация научно-педагогической деятельности. 

Список источников: 

1. 

Арендачук, И.В. Системный психологический анализ профессионализма личности в научно-педагогической деятельности [Текст]/И.В. Арендачук//Известия Саратовского университета. Новая серия, 2007. -Т. 7. Серия Философия. Психология. Педагогика. -Вып. 2. -С. 104-113.  EDN: JVUVDP

2. 

Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]/В.Д. Шадриков -М.: Логос, 1998. -С. 27.

3. 

Дружилов, С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования [Текст]/С.А. Дружилов//«Сибирь. Философия. Образование»: Альманах СО РАО, ИПК. -Новокузнецк, 2001. -Вып. 5. -С. 45-56.  EDN: SDUOBN

4. 

Касьян, А. Образование и встреча мировоззрений [Текст]/А. Касьян//Alma mater (Вестник высшей школы), 2006. -№ 4. -С. 30.  EDN: VPEICJ

5. 

Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]/С.Д Смирнов. -М.: Изд. центр «Академия», 2003. -С. 274.  ▼ Контекст

6. 

Акмеологические основы профессионального самосознания [Текст]/А.А. Деркач., О.В. МоскаленкоВ.А. ПятинЕ.В. Селезнева. -Астрахань: Изд-во Астр. гос. пед. ун-та, 2000. -С. 69.

7. 

Ольховая, Т. «Я -будущий профессионал» [Текст]/Т. Ольховая//Высшее образование в России, 2003. -№ 6. -С. 99.  EDN: IBLSDN

8. 

Володарская, Е.А. Профессиональная идентичность ученого и имидж науки в обществе [Текст]/Е.А. Володарская//Науковедение и новые тенденции в развитии российской науки./Под ред. А.Г. Аллахвердяна, Н.Н. Семеновой, А.В. Юревича. -М.: Логос, 2005. -С.194-196.  EDN: VEHOPD

9. 

Верещагина, Л.А., Карелина, И.М. Психология потребностей и мотивация персонала [Текст]/Л.А. ВерещагинаИ.М. Карелина. -Харьков Изд-во Гуманитарный центр, 2005. -С. 61.

10. 

Дубицкий, В.В. О мотивации деятельности преподавателей вузов [Текст]/В.В. Дубицкий//Социологические исследования, 2004. -№ 1. -С. 119-124.  EDN: OWRTQB

11. 

Ермолаева, Е.П. Социальные функции и стратегии реализации профессионала в системе «человек -профессия -общество» [Текст]/Е.П. Ермолаева//Психологический журнал. 2005. -Т. 26. -№ 4. -С. 31.  EDN: HRWFIF

12. 

Солнцева, Н. Проблема мотивации: концептуальные основания [Текст]/Н. Солнцева//Высшее образование в России, 2003. -№ 6. -С. 97.  EDN: IBLSDD

13. 

Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]/С.Д. Смирнов, М.: Изд. центр «Академия», 2003. С. 272.  ▼ Контекст

14. 

Иванов, В., Гурье, Л. Проектная культура преподавателя вуза [Текст]/В. ИвановЛ. Гурье//Высшее образование в России, 1998. -№ 3. -С. 23-26.

15. 

Болотин, И. Березовскй, А. Кадры современной высшей школы [Текст]/И. Болотин, А. Березовский//Высшее образование в России, 1998. -№ 2. -С. 22-27.

16. 

Жураковский, В., Сазонова. З. Подготовка преподавателя высшей школы -стратегическая задача [Текст]/В. Журоковский, З Сазонова//Высшее образование в России, 2004. -№ 4. -С. 38-44.  EDN: IBNAVV

17. 

Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]/С.Д. Смирнов, М.: Изд. центр «Академия» -М., 2003. -С. 274.  ▼ Контекст

18. 

Пряжников Н.С.Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства [Текст]/Н.С. Пряжников, Е.Ю Пряжникова -М.: Изд. центр «Академия», 2001. -480 с.

19. 

Романкова, Л. Элитное образование для инновационной экономики [Текст]/Л. Романкова//Высшее образование в России, 2003. -№ 11. -С. 86-92.

20. 

Самерханова, Э. Принцип организации единого образовательного пространства в вузе [Текст]/Самерханова Э.//Alma mater (Вестник высшей школы), 2006. -№ 4. -С. 54-56.  EDN: UKUEHX

Поступила в редакцию: 
17.11.2009
Принята к публикации: 
13.03.2010
Опубликована: 
14.04.2010
Краткое содержание:
(загрузок: 13)