Для цитирования:
Минюрова С. А. Подход к исследованию психологических факторов эмоционального благополучия педагога в условиях цифровой образовательной среды // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 4. С. 315-324. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-4-315-324, EDN: JTCXPM
Подход к исследованию психологических факторов эмоционального благополучия педагога в условиях цифровой образовательной среды
Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления факторов, которые оказывают влияние на эмоциональное благополучие педагога, а также потребностью в разработке эффективных стратегий актуализации его личностных ресурсов для поддержания психического здоровья, предотвращения профессионального выгорания педагога и обеспечения высокого качества образовательного процесса в современном цифровом мире. Цель: посредством теоретического анализа выявить наиболее значимые психологические факторы эмоционального благополучия педагогов в условиях цифровой образовательной среды. Методы (инструменты): анализ научной литературы, представление и обобщение результатов собственных эмпирических исследований автора по изучаемой тематике. Результаты: выявлены ключевые вызовы для эмоционального благополучия педагога в контексте цифровой трансформации образования, такие как информационная перегрузка, меняющаяся роль педагога и сокращение межличностного общения. Определены основные характеристики эмоционального благополучия педагога как умения формировать и сохранять личную позитивную установку для обеспечения высокого уровня образования в цифровом пространстве. Показано, что одним из признаков эмоционального неблагополучия, которое усиливается в условиях реализации педагогической деятельности в цифровой образовательной среде, выступает профессиональное выгорание педагога. Основные выводы: установлено, что эмоциональный интеллект как способность понимать свои эмоции, эмоции других людей и управлять ими, субъективная витальность как ощущение жизненной энергии и толерантность к неопределенности как устойчивость к непредсказуемым ситуациям могут выступать в качестве значимых психологических факторов, определяющих эмоциональное благополучие педагога в условиях цифровизации обучения. Обоснована важность комплексного подхода к укреплению эмоционального благополучия педагога, охватывающего как актуализацию его личностных ресурсов, так и поддержкусо стороны организации через повышение квалификации педагогов в сфере цифровыхтехнологий, а также разработка и внедрение программ психологической помощи. Практическая значимость: возможность создания действенных стратегий поддержки педагогов в цифровой образовательной среде через формирование психологических факторов эмоционального благополучия средствами развивающих программ.
- Bradburn N. M. The structure of psychological wellbeing. Chicago : Aldine Pub. Co., 1969. 318 p.
- Diener E., Wirtz D., Tov W., Kim-Prieto C., Choi D., Oishi S., Bisqas-Diener R. New well-being measures: Short scales to assess flourishing and positive and negative feelings // Social Indicators Research. 2010. Vol. 97, iss. 2. P. 143–156. https://doi.org/10.1007/s11205-009-9493-y
- Ryff C. D. The contours of positive human health // Psychological Inquiry. 1998. Vol. 9, iss. 1. P. 1–28. https://doi.org/10.1207/s15327965pli0901_1
- Deci E. L., Ryan R. M. Hedonia, Eudaimonia, and Well-Being: An Introduction // Journal of Happiness Studies. 2008. Vol. 9, iss. 1. P. 1–11. https://doi.org/10.1007/s10902-006-9018-1
- Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. Vol. 55. January. P. 68–78. https://doi.org/10.1037/0003-066X.55.1.68, PMID: 11392867
- Сергиенко Е. А., Нартова-Бочавер С. К. Введение // Современная зарубежная психология. 2024. Т. 13, № 4. С. 5–7.
- Орлова Д. Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников) // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2015. № 1. С. 28–36. EDN: ULXSTX
- Карапетян Л. В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2014. T. 123, № 1. С. 171–182. EDN: QHWMLU
- Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности как субъекта социального бытия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 80–86. EDN: SGOMQD
- Шамионов Р. М. Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминация // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 3. С. 213–219. EDN: VVQVEB
- Меренкова В. С., Солодкова О. Е. Исследование феномена «удовлетворенность жизнью» // Комплексные исследования детства, 2020. Т. 2, № 1. С. 4–13. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-1-4-13, EDN: BVOORH
- Заусенко И. В. Психологическое благополучие педагога // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 28–31. EDN: OYSBMZ
- Никулина Д. С. Подходы к определению эмоционального благополучия // Известия ЮФУ. Технические науки. 2008. № 6 (83). C. 73–76. EDN: KAPBXZ
- Григорова Ю. Б. Структура эмоционального благополучия // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 331–334. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0801-0082, EDN: ZAAJBR
- Zhao H., Sun B., Hu X., Zhu X. The Study of Emotional Education Based on Virtual Reality in E-Learning // First International Conference on Information Science and Engineering (ICISE) (China, Nanjing, December 26–28, 2009). Nanjing : Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2009. P. 3540–3543. https://doi.org/10.1109/ICISE.2009.1291
- Кружкова О. В. Диспозиции защитного и совладающего поведения личности: теоретический конструкт и эмпирическая модель // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2, № 3. С. 222–227. EDN: PYTWLX
- Карапетян Л. В., Глотова Г. А. Особенности эмоционально-личностного благополучия педагогов // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. С. 44–51. https://doi.org/10.26170/po18-09-06, EDN: YLICEX
- Мельникова Н. И., Бостанджиева Т. М. Взаимосвязь психологического благополучия и ощущения самоэффективности педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. 2025. Т. 13, № 1. URL: https://mirnauki.com/PDF/69PSMN125.pdf (дата обращения: 17. 06. 2025).
- Charoenpit S., Ohkura M. Exploring Emotion in an E-learning System Using Eye Tracking // International Journal of Affective Engineering. 2015. Vol. 14, iss. 4. P. 309–316. https://doi.org/10.5057/ijae.IJAE-D-14-29
- Thompson D., Filik R. Sarcasm in written communication: Emoticons // Journal of Computer-Mediated Communication. 2016. Vol. 21, iss. 2. P. 105–120. https://doi.org/10.1111/jcc4.12156
- Курасова О. В. Теоретическая модель механизма эмпатии в онлайн-коммуникации // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8, № 1–1. С. 200–210. https://doi.org/10.25799/AR.2019.43.1.068, EDN: PDHNES
- Воробьева И. В. Психологическое благополучие педагогов: риски эмоционального выгорания // Личность в норме и патологии : материалы IV Междунар. науч.- практ. конф. (Челябинск, 13–14 февраля 2025 г.) / под ред. И. А. Трушиной. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2025. С. 40–42. EDN: ZGZTUO
- Писаревская М. А. Эмоциональное выгорание педагога и его психологическое благополучие // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/35PDMN419.pdf. (дата обращения: 17. 06. 2025). EDN: EWNFMP
- Минюрова С. А. Эмоциональный интеллект как ресурс саморазвития педагога при синдроме выгорания в профессии // Педагогическое образование в России. 2024. № 4. С. 39–48. EDN: HNRTJO
- Минюрова С. А., Белоусова Н. С., Валиев Р. А., Водяха С. А., Воробьева И. В., Каримова В. Г., Кружкова О. В., Максимова Л. А. Эмоциональный интеллект как ресурс саморазвития педагога в условиях цифровизации образования / под ред. С. А. Минюровой. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2024. 286 с. EDN: SIOMLJ
- Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 29–36. EDN: UVGYGB
- Александрова Л. А. Субъективная витальность как предмет исследования // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2014. Т. 11, № 1. С. 133–163. EDN: TWHXIZ
- Frenkel-Brunswik E. Intolerance of ambiguity as an emotional and perceptual personality variable // Journal of Personality. 1949. Vol. 18, iss. 1. P. 108–143. https://doi.org/10.1111/J.1467-6494.1949.TB01236.X
- Мальцева Т. В. Теоретико-методологическое понимание феноменов «витальность» и «субъективная витальность» как основа концептуальной модели развития субъективной витальности руководителей органов внутренних дел // Прикладная психология и педагогика. 2020. Т. 5, № 3. С. 1–14. https://doi.org/10.12737/2500-0543-2020-1-14, EDN: KXLACM
- Кресова Н. Ю. Толерантность к неопределенности в структуре личностной составляющей ситуаций педагогических затруднений // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2021. № 4 (58). C. 117–125. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-58-4-309, EDN: QWIZGA
- Леонов И. Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: История становления конструкта // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Вып. 4. С. 43–52. EDN: TMYTVT
- Рябинкина А. Н. Толерантность студентов к неопределенности // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. № 1 (78). С. 295–297. EDN: XPQYTZ