Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Минюрова С. А. Подход к исследованию психологических факторов эмоционального благополучия педагога в условиях цифровой образовательной среды // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 4. С. 315-324. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-4-315-324, EDN: JTCXPM

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 2)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159 .99
EDN: 
JTCXPM

Подход к исследованию психологических факторов эмоционального благополучия педагога в условиях цифровой образовательной среды

Авторы: 
Минюрова Светлана Алигарьевна, ФГБУ "Российская академия образования"
Аннотация: 

Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления факторов, которые оказывают влияние на эмоциональное благополучие педагога, а также потребностью в разработке эффективных стратегий актуализации его личностных ресурсов для поддержания психического здоровья, предотвращения профессионального выгорания педагога и обеспечения высокого качества образовательного процесса в современном цифровом мире. Цель: посредством теоретического анализа выявить наиболее значимые психологические факторы эмоционального благополучия педагогов в условиях цифровой образовательной среды. Методы (инструменты): анализ научной литературы, представление и обобщение результатов собственных эмпирических исследований автора по изучаемой тематике. Результаты: выявлены ключевые вызовы для эмоционального благополучия педагога в контексте цифровой трансформации образования, такие как информационная перегрузка, меняющаяся роль педагога и сокращение межличностного общения. Определены основные характеристики эмоционального благополучия педагога как умения формировать и сохранять личную позитивную установку для обеспечения высокого уровня образования в цифровом пространстве. Показано, что одним из признаков эмоционального неблагополучия, которое усиливается в условиях реализации педагогической деятельности в цифровой образовательной среде, выступает профессиональное выгорание педагога. Основные выводы: установлено, что эмоциональный интеллект как способность понимать свои эмоции, эмоции других людей и управлять ими, субъективная витальность как ощущение жизненной энергии и толерантность к неопределенности как устойчивость к непредсказуемым ситуациям могут выступать в качестве значимых психологических факторов, определяющих эмоциональное благополучие педагога в условиях цифровизации обучения. Обоснована важность комплексного подхода к укреплению эмоционального благополучия педагога, охватывающего как актуализацию его личностных ресурсов, так и поддержкусо стороны организации через повышение квалификации педагогов в сфере цифровыхтехнологий, а также разработка и внедрение программ психологической помощи. Практическая значимость: возможность создания действенных стратегий поддержки педагогов в цифровой образовательной среде через формирование психологических факторов эмоционального благополучия средствами развивающих программ.

Список источников: 
  1. Bradburn N. M. The structure of psychological wellbeing. Chicago : Aldine Pub. Co., 1969. 318 p.
  2. Diener E., Wirtz D., Tov W., Kim-Prieto C., Choi D., Oishi S., Bisqas-Diener R. New well-being measures: Short scales to assess flourishing and positive and negative feelings // Social Indicators Research. 2010. Vol. 97, iss. 2. P. 143–156. https://doi.org/10.1007/s11205-009-9493-y
  3. Ryff C. D. The contours of positive human health // Psychological Inquiry. 1998. Vol. 9, iss. 1. P. 1–28. https://doi.org/10.1207/s15327965pli0901_1
  4. Deci E. L., Ryan R. M. Hedonia, Eudaimonia, and Well-Being: An Introduction // Journal of Happiness Studies. 2008. Vol. 9, iss. 1. P. 1–11. https://doi.org/10.1007/s10902-006-9018-1
  5. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. Vol. 55. January. P. 68–78. https://doi.org/10.1037/0003-066X.55.1.68, PMID: 11392867
  6. Сергиенко Е. А., Нартова-Бочавер С. К. Введение // Современная зарубежная психология. 2024. Т. 13, № 4. С. 5–7.
  7. Орлова Д. Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников) // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2015. № 1. С. 28–36. EDN: ULXSTX
  8. Карапетян Л. В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2014. T. 123, № 1. С. 171–182. EDN: QHWMLU
  9. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности как субъекта социального бытия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 80–86. EDN: SGOMQD
  10. Шамионов Р. М. Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминация // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 3. С. 213–219. EDN: VVQVEB
  11. Меренкова В. С., Солодкова О. Е. Исследование феномена «удовлетворенность жизнью» // Комплексные исследования детства, 2020. Т. 2, № 1. С. 4–13. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-1-4-13, EDN: BVOORH
  12. Заусенко И. В. Психологическое благополучие педагога // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 28–31. EDN: OYSBMZ
  13. Никулина Д. С. Подходы к определению эмоционального благополучия // Известия ЮФУ. Технические науки. 2008. № 6 (83). C. 73–76. EDN: KAPBXZ
  14. Григорова Ю. Б. Структура эмоционального благополучия // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 331–334. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0801-0082, EDN: ZAAJBR
  15. Zhao H., Sun B., Hu X., Zhu X. The Study of Emotional Education Based on Virtual Reality in E-Learning // First International Conference on Information Science and Engineering (ICISE) (China, Nanjing, December 26–28, 2009). Nanjing : Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2009. P. 3540–3543. https://doi.org/10.1109/ICISE.2009.1291
  16. Кружкова О. В. Диспозиции защитного и совладающего поведения личности: теоретический конструкт и эмпирическая модель // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2, № 3. С. 222–227. EDN: PYTWLX
  17. Карапетян Л. В., Глотова Г. А. Особенности эмоционально-личностного благополучия педагогов // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. С. 44–51. https://doi.org/10.26170/po18-09-06, EDN: YLICEX
  18. Мельникова Н. И., Бостанджиева Т. М. Взаимосвязь психологического благополучия и ощущения самоэффективности педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. 2025. Т. 13, № 1. URL: https://mirnauki.com/PDF/69PSMN125.pdf (дата обращения: 17. 06. 2025).
  19. Charoenpit S., Ohkura M. Exploring Emotion in an E-learning System Using Eye Tracking // International Journal of Affective Engineering. 2015. Vol. 14, iss. 4. P. 309–316. https://doi.org/10.5057/ijae.IJAE-D-14-29
  20. Thompson D., Filik R. Sarcasm in written communication: Emoticons // Journal of Computer-Mediated Communication. 2016. Vol. 21, iss. 2. P. 105–120. https://doi.org/10.1111/jcc4.12156
  21. Курасова О. В. Теоретическая модель механизма эмпатии в онлайн-коммуникации // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8, № 1–1. С. 200–210. https://doi.org/10.25799/AR.2019.43.1.068, EDN: PDHNES
  22. Воробьева И. В. Психологическое благополучие педагогов: риски эмоционального выгорания // Личность в норме и патологии : материалы IV Междунар. науч.- практ. конф. (Челябинск, 13–14 февраля 2025 г.) / под ред. И. А. Трушиной. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2025. С. 40–42. EDN: ZGZTUO
  23. Писаревская М. А. Эмоциональное выгорание педагога и его психологическое благополучие // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/35PDMN419.pdf. (дата обращения: 17. 06. 2025). EDN: EWNFMP
  24. Минюрова С. А. Эмоциональный интеллект как ресурс саморазвития педагога при синдроме выгорания в профессии // Педагогическое образование в России. 2024. № 4. С. 39–48. EDN: HNRTJO
  25. Минюрова С. А., Белоусова Н. С., Валиев Р. А., Водяха С. А., Воробьева И. В., Каримова В. Г., Кружкова О. В., Максимова Л. А. Эмоциональный интеллект как ресурс саморазвития педагога в условиях цифровизации образования / под ред. С. А. Минюровой. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2024. 286 с. EDN: SIOMLJ
  26. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 29–36. EDN: UVGYGB
  27. Александрова Л. А. Субъективная витальность как предмет исследования // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2014. Т. 11, № 1. С. 133–163. EDN: TWHXIZ
  28. Frenkel-Brunswik E. Intolerance of ambiguity as an emotional and perceptual personality variable // Journal of Personality. 1949. Vol. 18, iss. 1. P. 108–143. https://doi.org/10.1111/J.1467-6494.1949.TB01236.X
  29. Мальцева Т. В. Теоретико-методологическое понимание феноменов «витальность» и «субъективная витальность» как основа концептуальной модели развития субъективной витальности руководителей органов внутренних дел // Прикладная психология и педагогика. 2020. Т. 5, № 3. С. 1–14. https://doi.org/10.12737/2500-0543-2020-1-14, EDN: KXLACM
  30. Кресова Н. Ю. Толерантность к неопределенности в структуре личностной составляющей ситуаций педагогических затруднений // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2021. № 4 (58). C. 117–125. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-58-4-309, EDN: QWIZGA
  31. Леонов И. Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: История становления конструкта // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Вып. 4. С. 43–52. EDN: TMYTVT
  32. Рябинкина А. Н. Толерантность студентов к неопределенности // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. № 1 (78). С. 295–297. EDN: XPQYTZ
Поступила в редакцию: 
20.06.2025
Принята к публикации: 
17.09.2025
Опубликована: 
28.11.2025
Краткое содержание:
(загрузок: 1)