Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Захарова И. В., Тренина Е. В. Педагогические эффекты реализации технологии образовательной робототехники в работе с младшими школьниками // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 1. С. 16-25. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-1-16-25, EDN: USXEOY

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 22)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
73. 031
EDN: 
USXEOY

Педагогические эффекты реализации технологии образовательной робототехники в работе с младшими школьниками

Авторы: 
Захарова Инна Владимировна, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Тренина Екатерина Владимировна, Губернаторский инженерный лицей №102 г. Ульяновска
Аннотация: 

Актуальность исследования применения технологии образовательной робототехники (ОР) в начальной школе обусловлена тенденциями цифровизации современного общества и необходимостью подготовки детей к новой технологической эпохе. Цель: выявление организационно-административных и педагогических условий, при которых эффективно применение технологии образовательной робототехники в работе с младшими школьниками. Гипотеза: в результате применения образовательной робототехники в учебной и внеучебной деятельности происходит личностное развитие младших школьников, если в школе созданы развивающая среда, творческая атмосфера и отношения, основанные на принципах педагогики сотрудничества. Участники: учащиеся вторых классов (n = 80) МБОУ «Губернаторский инженерный лицей№ 102» г. Ульяновска, возраст 7–лет (M = 8,3 года, SD = 0,458), 52,5% – мальчики, 47,5% – девочки. Методики (инструменты): для оценки педагогической эффективности технологии ОР применён комплекс диагностических методик. Доминирующая мотивация учащихся выявлялась посредством методики «Волшебный цветок» (М. Р. Гинзбург); оценка интеллектуальных способностей, логического мышления, способностей к обобщению выполнена посредством методики «Последовательность событий» (А. Н. Бернштейн); творческий потенциал детей, выраженность их способностей и склонностей к различным видам деятельности оценивались посредством опроса родителей (n = 80) с применением «Карты одарённости» (Д. Хаан и М. Кафф) и опросника «Диагностика творческих способностей» (Ф. Татл, Л. Беккер). С целью выявления организационно-административных и педагогических условий эффективности данной технологии проведены беседы с педагогами начальных классов (n = 18), включённое наблюдение, анализ педагогического опыта. Результаты: выявлены педагогические эффекты использования ОР в работе с младшими школьниками, определены методические, психолого-педагогические и организационно-административные условия эффективности ОР в начальной школе. Основные выводы: технология ОР в начальной школе применима и в учебной, и во внеурочной деятельности. Для выявления и развития способностей учащихся в области технического проектирования в образовательной организации необходимы инновационная материальная база, методическое обеспечение, достаточный уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Рекомендуется сотрудничество школ и учреждений дополнительного образования с высокотехнологичными предприятиями. Для стимулирования творческой деятельности учащихся значимы построение взаимодействия участников образовательного процесса на принципах педагогики сотрудничества, а также ориентация детей на участие в выставках, конкурсах проектов. 

Список источников: 
  1. Фортыгина С. Н. Программа подготовки будущих педагогов в области образовательной робототехники // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 10 (152). С. 285–287. EDN: ZSJVMJ
  2. Ступин А. А., Ступина Е. Е., Каменев Р. В., Классов А. Б. Применение сквозных цифровых технологий для обучения школьников программированию робототехнических устройств // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 4. С. 51–63. https://doi.org/10.15293/1813-4718.2204.04
  3. Gdansky N. I., Kulikova N. L., Budnik A. A., Sokolov I. V. STEM technology in the study of educational robotics // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7, iss. S2-3. P. 206–219. EDN: RSUYVN
  4. Гагарина Д. А., Гагарин А. С. Образовательная робототехника: анализ вызовов рынка // Образовательная политика. 2021. № 4 (88). С. 90–103. EDN: EOFSDQ
  5. Bezerra J. E., De Lima R. W., Queiroz P. G. G. A study of the publications of educational robotics: A systematic review of literature // IEEE Latin America Transactions. 2018. Vol. 16, iss. 4. P. 1193–1199. https://doi.org/10.1109/TLA.2018.8362156
  6. González Fernández M. O., Flores González Y. A., Muñoz López C. Panorama de la robótica educativa a favor del aprendizaje STEAM // Eureka. 2021. Vol. 18, iss. 2. P. 230. https://doi.org/10.25267/Rev_Eureka_ensen_divulg_cienc.2021.v18.i2.230
  7. Angel-Fernandez J. M., Vincze M. Towards a formal definition of educational robotics // Proceedings of the Austrian Robotics Workshop / eds. Ph. Zech, J. Piater. Innsbruck : Innsbruck University Press, 2018. 76 p. https://doi.org/10.15203/3187-22-1-08
  8. Schiffer S., Ferrein A. ERIKA – Early Robotics Introduction at Kindergarten Age // Multimodal Technologies and Interact. 2018. Vol. 2, iss. 4. Article number 64. https://doi.org/10.3390/mti2040064
  9. Sullivan A., Kazakoff E. R., Bers M. U. The wheels on the bot go round and round: Robotics curriculum in pre-kindergarten // Journal of Information Technology Education: Innovations in Practice. 2013. Vol. 12. P. 203–219. https://doi.org/10.28945/1887
  10. Рязанова З. Б., Сорокин С. С., Солин С. В. Применение образовательной робототехники в обучении детей с раннего возраста // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. C. 22. https://doi.org/10.17513/ spno.29799
  11. Чернобровкин В. А., Кувшинова И. А., Тупикина Д. В., Бачурин И. В. Воспитательно-образовательные возможности образовательной робототехники с использованием андроидного робототехнического устройства в сфере дошкольного образования // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 134–149. https://doi.org/10.32744/pse.2020.1.10 
  12. Исмаилов Г. М., Матевосян Т. В., Слободенюк А. И., Ноткина В. О., Невиницына В. С., Осипкина Ю. А., Скорнякова Л. В. Внедрение образовательной робототехники и 3D моделирования в общеобразовательной школе // Sciences of Europe. 2021. № 83-3 (83). С. 26–29. https://doi.org/10.24412/3162- 2364- 2021-83-3-26-29
  13. ЗайцеваС. А., Иванов В. В., Киселев В. С., Зубаков А. Ф. Развитие образовательной робототехники: проблемы и перспективы // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 2. С. 84–115. https://doi.org/10.17853/1994-5639- 2022-2-84-115
  14. Глухов С. В., Дикой А. А., Дикая И. В. Образовательная робототехника – новая парадигма образования 21 века: проблемы, содержание, опыт // Технологоэкономическое образование. 2014. № 2. С. 64–70. EDN: WKEVOX
  15. Дахин А. Н. Педагогика робототехники как возникающая инновация школьной технологии // Народное образование. 2015. № 4 (1447). С. 157–161. EDN: TWGTRB
  16. Захарова И. В. Конкурентоспособность университета как гибридной структуры регионального образовательного пространства // Регионология. 2020. № 28 (2). С. 377–399. https://doi.org/10.15507/2413- 1407.111.028.202002.377-399
  17. Особенности психического развития детей 6‒7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М. : Педагогика, 1988. 135 с.
  18. Бернштейн А. Н. Экспериментально-психологическая методика распознавания душевных болезней. М. : Печатня С. П. Яковлева, 1908. 19 с.
  19. Савенков А. И. Одарённый ребёнок в массовой школе. М. : Сентябрь, 2001. 208 с.
  20. Tuttle F. B., Becker L. A., Sousa J. A. Characteristics and Identifi cation of Gifted and Talented Students. Washington : National Education Association, 1988.163 p.
  21. Газейкина А. И., Пронин С. Г. Формирование когнитивных универсальных учебных действий при обучении робототехнике учащихся основной школы // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. С. 42–49. EDN: UCIHLL
  22. Gratani F., Giannandrea L., Renieri A., Annessi M. Fostering Students’ Problem-Solving Skills Through Educational Robotics in Primary School // Education in & with Robotics to Foster 21st-Century Skills. EDUROBOTICS 2021. Studies in Computational Intelligence / ed. by M. Malvezzi, D. Alimisis, M. Moro. Springer Cham, 2021. Vol. 982. P. 3–14. https://doi.org/10.1007/978-3- 030-77022-8_1
  23. Jawawi D. N. A., Jamal N. N., Abdul Halim S., Sa’adon N. A., Mamat R., Isa M. A., Mohamad R., Abdull Hamed H. N. Nurturing secondary school student computational thinking through educational robotics // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2022. Vol. 17, iss. 3. P. 117–128. https://doi.org/10.3991/ijet.v17i03.27311
  24. Jäggle G., Lammer L., Hieber H., Vincze M. Technological literacy through outreach with educational robotics // Robotics in Education. RiE 2019. Advances in Intelligent Systems and Computing / ed. by M. Merdan, W. Lepuschitz, G. Koppensteiner, R. Balogh, D. Obdržálek. Springer Cham, 2019. Vol. 1023. P. 114–125. https://doi.org/10.1007/978-3-030-26945-6_11
Поступила в редакцию: 
05.07.2023
Принята к публикации: 
15.09.2023
Опубликована: 
29.03.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 10)