Для цитирования:
Фирсова Т. Г., Шамионов Р. М., Александрова Е. А., Селиванова Ю. В. Научные школы факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ имени Н. Г. Чернышевского: диахронический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 4. С. 288-304. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-4-288-304, EDN: SYYWDZ
Научные школы факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ имени Н. Г. Чернышевского: диахронический аспект
Актуальность исследования обусловлена объективной необходимостью обобщения магистральных тенденций научных исследований, сложившихся ранее, с межпоколенческой трансляцией и развитием современных научных школ факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, которому в ноябре 2023 года исполняется 45 лет. Цель: обобщение опыта становления и развития научных школ факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского в диахроническом аспекте. Методы (инструменты): ретроспективный и сопоставительный анализ данных научно-библиографических источников. Результаты. Современная психологическая школа представлена через призму научных интересов профессора И. В. Страхова, педагогическая – академика Н. Ф. Познанского, дефектологическая – основоположника российской тифлопедагогики А. А. Крогиуса. В ретроспективном и перспективном аспектах проанализированы работы В. И. Балаевой, К. Ф. Седова, Г. К. Париновой, Е. А. Александровой, Р. М. Шамионова, М. В. Григорьевой, Ю. В. Селивановой и методистов факультета. Впервые предпринята попытка обозначить истоки формирования методической школы факультета. В контексте существовавшей серии «Пединститут школе» представлен опыт участия преподавателей факультета разных лет в создании федеральных и региональных учебников для школы и рабочих тетрадей для учеников. Систематизирован круг современных научно-методических интересов преподавателей факультета – грантовые проекты, инициативные кафедральные темы НИР, повестка диссертационных советов. Выстроен научно-исследовательский кластер факультета: обозначены имеющиеся лаборатории, центры, оборудование для сбора эмпирических данных. Заключение. Обобщен опыт становления и развития научно-методических школ факультета. Выявлены традиционные темы исследований, характерные для всех этапов диахронического развития и трансформировавшиеся и / или вновь возникшие под воздействием общественного запроса современного мира и актуальной социокультурной ситуации.
- Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. Москва : Педагогика, 1982‒1984. Т. 1. С. 291‒436.
- Страхов И. В. Психология литературного творчества: Л. Н. Толстой как психолог. М. ; Воронеж : Институт практической психологии ; МОДЭК, 1998. 384 с.
- Страхов И. В. Воспитание внимания в школе. М. : Учпедгиз, 1958. 107 с.
- Страхов И. В. Проблема изучения типов в психологии // Психология. 1929. Т. 2, вып. 1. С. 104‒127.
- Страхов И. В. Проблема характера в работах кафедры психологии Саратовского педагогического института // Вопросы психологии. 1958. № 5. С 146‒158.
- Страхов И. В. Как изучать ученика // Методический листок. 1936. № 2. С. 3‒9.
- Шамионов Р. М. Социализация личности: системнодиахронический подход // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. С. 9. https://doi.org/10.54359/ps.v6i27.725
- Страхов В. И., Тарасова Л. Е., Шамионов Р. М. Социализация внимания. Саратов : ИЦ «Наука», 2011. 232 c.
- Шамионов Р. М., Григорьева М. В. Психодинамические свойства как предикторы субъективного благополучия личности // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 1. С. 41‒51. EDN: VMNCRA
- Бочарова Е. Е. Аксиологическая направленность и субъективное благополучие личности в специфике этнопсихологической обусловленности // Социальная психология и общество. 2013. № 4. С. 95‒105. EDN: RSQGIT
- Григорьева М. В. Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения // Психологическая наука и образование. 2009. Т. 14, № 2. С. 41‒46. EDN: JTHMSU
- Усова Н. В. Структура субъективного благополучия мигрантов, проживающих в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2012. Т. 12, вып. 1. С. 73‒76. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2012-12-1-73-76, EDN: OWJQAX
- Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Гринина Е. С., Созонник А. В. Академическая адаптация студентов: разработка и валидизация новой методики // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 2. C. 53‒68. https://doi.org/10.17759/pse.2022270205
- Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Гринина Е. С., Созонник А. В. Роль характеристик личности и социальной активности в академической адаптации студентов университета с хроническими заболеваниями // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10, № 3. С. 181‒207. https://doi.org/10.17759/cpse.2021100310
- Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Гринина Е. С., Созонник А. В. Академическая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. М. : Перо, 2023. 160 с.
- Шамионов Р. М., Бочарова Е. Е., Невский Е. В. Роль динамических свойств в социальной активности личности // Психологическийжурнал. 2022. Т. 43, № 3. С. 69‒79. https://doi.org/10.31857/S020595920020497-2
- Белых Т. В., Авдеева К. В. Взаимосвязь выраженности групповой самоэффективности и результативности совместной образовательной деятельности у дошкольников // Гуманизация образования. 2021. № 4. С. 123‒136. https://doi.org/10.24411/1029-3388-2020-10185
- Ткачева М. С. Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях субъектно-личностного подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 2. С. 110‒117. https:// doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-2-110-117
- Тарасова Л. Е. Дистанция в структуре социальных отношений // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 1 (215). С. 597‒600. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p597-600
- Малышев И. В. Особенности психологического климата и конфликтоустойчивости в ученических коллективах подростков // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14, № 1-2. С. 169‒176. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-1-2-169-176
- Гарбер И. Е., Шаров А. А. Университетская кафедра как объект изучения социальной психологии высшего образования: обзор // СПЖ. 2018. № 69. С. 127‒148. https://doi.org/10.17223/17267080/69/8
- Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Арендачук И. В., Бочарова Е. Е., Усова Н. В., Кленова М. А., Шаров А. А., Заграничный А. И. Психология социальной активности. М. : Перо, 2020. 200 с. EDN: ZWRTDS
- Арендачук И. В., Кленова М. А., Усова Н. В. Характеристики образовательно-развивающей активности студентов в условиях вынужденной самоизоляции // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 2. С. 82‒95. https://doi.org/10.17759/pse.2022270207
- Шамионов Р. М. Эмпирическая модель социальной активности молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, № 2. С. 188‒1 96. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-2-188-196
- Белых Т. В. Взаимосвязь когнитивных характеристик личности и дезадаптивных поведенческих установок в структуре индивидуальности у студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 407–413. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-4-407-413
- Познанский Н. Ф. Школьное кино : методические указания. Саратов : Крайпросторг, 1929. 62 с.
- Паринова Г. К. Продуктивно-обобщающий подход к совершенствованию педагогического образования : дис. … д-ра пед. наук. Воронеж, 2003. 366 с.
- Бурмистрова М. Н., Кабанова М. И. В профессию – шаг за шагом // Практический журнал для учителя и администрации школы. 2013. № 2. С. 48‒50.
- Елина Е. Г., Александрова Е. А. Новые формы взаимодействия со студентами: научно-образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования» в СГУ имени Н. Г. Чернышевского» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2 (30). С. 163‒168. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-163-168
- Максимова Е. А. Педагогическое сопровождение развития личности в образовательномпроцессе: научная школа Е. А. Александровой // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 3 (31). С. 36–41. EDN: ZGWFPV
- Маслов К. С. В свете незримого: жизнь и судьба А. А. Крогиуса. Таллинн : Изд-во Таллиннского унта, 2014. 560 с.
- Селиванова Ю. В., Павлова Н. В., Горина Е. Н. Учебная практика студентов-дефектологов как ресурс доступности социально-коммуникативной среды // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 219‒225. https://doi.org/10.18500/18197671-2020-20-2-219-225
- Александрова Е. А., Григорьева М. В., Селиванова Ю. В., Плешкевич Е. А. Гуманизация образовательной среды. Саратов : ИЦ «Наука», 2019. 160 с.
- Selivanova Yu. V., Pavlova N. V., Gorina E. N., Myasnikova L. V. From an undergraduate special education student to an expert researcher // E3S Web of Conferences. ARPHA Proceedings. 2019. С. 589‒600. URL: https://ap.pensoft.net/article/22091/ (дата обращения: 04.08.2023).
- 35. Горина Е. Н., Гринина Е. С., Рудзинская Т. Ф. Проблема вхождения в профессию и профессиональной преадаптации в высшем педагогическом образовании // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/58PSMN323. pdf (дата обращения: 04.08.2023).
- Selivanova J., Konovalova M., Shchetinina E. Relationship of indicators of socio-psychological adaptation and characteristics of personal self-determination in students with special needs // E3S Web of Conferences. Vol. 210. Innovative Technologies in Science and Education (ITSE 2020). P. 6. URL: https://www.e3sconferences.org/articles/e3sconf/pdf/2020/70/e3sconf_itse.... pdf (дата обращения: 04.08.2023).
- Селиванова Ю. В., Шаров А. А. Структурная модель личностного самоопределения у студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях жизнедеятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 10 (212). С. 559–563. https://doi.org/10.34835/issn.23081961.2022.10.p559-563
- Selivanova Y. V., Sharov A. A., Konovalova M. D., Hmelkova O. V., Shchetinina E. B. Correlation of characteristics of personal self-determination among students with disabilities // ICERI 2022 Proceedings. P. 2207‒2210. https://doi.org/10.21125/iceri.2022.0559
- Селиванова Ю. В., Коновалова М. Д., Шаров А. А., Хмелькова О. В. Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образованию. М. : Перо, 2022. 200 с.
- Крючков В. П. Кафедра логопедии и психолингвистикиСаратовского университета: коммуникативноречевые исследования // Специальное образование и социокультурная интеграция–2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии : сб. науч. статей по материалам междунар. конф. (Саратов, 11‒12 октября 2019 г.) / ред. О. В. Кощеева, Т. А. Бочкарева. Саратов : Саратовский источник, 2019. С. 229‒237.
- Фисенко А. А., Самсонова О. П. Применение психофизиологического тренинга в сфере высшего инклюзивного образования // Научный потенциал. 2020. № 2 (29). С 157‒160. EDN: CBLMRV
- Протоколы партийных заседаний факультетов Саратовского государственного педагогического института имени К. А. Федина за 1982 г. // Гос. архив новейшей истории Саратовской области. Ф. 92. Оп. 1. Д. 119. Л. 172.
- Иванкина Н. К., Костин А. М. Какой быть начальной школе в ХХI веке // Начальная школа. 2002. № 1. С. 105‒112.
- Фаддейчева Т. И. Трудно учителю ‒ легко ученику // Практическийжурнал для учителя и администрации школы. 2013. № 2. С. 20‒23. EDN: PXBLZT
- Тарасова И. А. «Рабочая тетрадь» по литературному чтению: семантика, синтагматика и прагматика (на материале комплекта учебно-методических пособий «Начальная школа XXI века») // Проблемы филологического образования : сб. науч. трудов / под ред. А. Б. Щербакова. Саратов : Изд-во «И. П. Баженов», 2009. Вып. 2. С. 74‒81.
- Морозова Е. Е., Исаева О. А. Развиваем экологические традиции Саратовского региона : учеб. пособие. Саратов : Амирит, 2021. 160 с.
- Морозова Е. Е., Филипченко С. Н., Исаева О. А., Соболева Л. Н. Формирование эколого-патриотической культуры молодежи средствами реализации проекта «Зеленая Аллея Памяти» // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 3. С. 131‒141. https://doi.org/10.15293/1813-4718.2203.13
- Запесоцкий А. С. Культурология Дмитрия Лихачева. 3-е изд. СПб. : СПбГУП, 2022. 528 с.