Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Лоскутова М. Е. Мотивационные и волевые характеристики студентов средних профессиональных образовательных учреждений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 4. С. 379-384. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-4-379-384

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 142)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9

Мотивационные и волевые характеристики студентов средних профессиональных образовательных учреждений

Авторы: 
Лоскутова Мария Евгеньевна, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Аннотация: 

Представлены результаты эмпирического исследования, цель которого заключалась в определении мотивационных и волевых характеристик студентов учреждений среднего профессионального образования. Предположительно мотивационная и волевая сферы личности обучающихся ступени среднего профессионального образования отличаются от таковых у студентов, получающих высшее образование. Исследовательскую базу составили студенты (N = 158) образовательных учреждений среднего (n = 81) и высшего (n = 77) профессионального образования в возрасте от 16 до 22 лет, среди них 45% – девушки. Выявлены и проанализированы отличительные особенности мотивационных и волевых характеристик личности студентов образовательных организаций среднего профессионального образования в сравнении со студентами высших учебных заведений – уровень притязаний, направленность личности, доминирующие общие мотивы, уровень интернальности, степень развития основных волевых качеств и их самооценка. Установлено, что для студентов данных уровней профессионального образования характерна личностная направленность, но при этом обучающиеся в учреждениях среднего профессионального образования менее интернальны в области достижений и неудач, производственных и межличностных отношений, области здоровья и болезни. Для студентов ступени среднего профессионального образования больше важны ценность общественного признания, ведение активной деятельной жизни, непримиримость к недостаткам в себе и окружающих. По уровню развития внимательности, настойчивости, самостоятельности, решительности, инициативности, ответственности и выдержки студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования уступают студентам высших учебных заведений. Результаты исследования могут быть использованы при разработке коррекционных, развивающих психолого-педагогических программ в сфере профессионального образования.

Список источников: 
  1. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 03.04.2019).
  2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы» : постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70643472/ (дата обращения: 03.04.2019).
  3. Батышев С. Я., Новиков А. М. Профессиональная педагогика. 3‑е изд. М. : ЭГВЕС, 2010. 456 с.
  4. Волович Л. А., Гильмеева Р. Х., Мухаметзянова Л. Ю., Тихонова Л. П. Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования в контексте глобализации образования / науч. ред. Г. В. Мухаметзянова. Казань : Данис, 2009. 158 с.
  5. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М. : Культура и спорт ; ЮНИТИ, 1998. 350 с.
  6. Гериш Т. В., Самойленко П. И. Формирование необходимых условий повышения эффективности НПО/СПО // Специалист. 2011. № 4. С. 28–31.
  7. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании / под общ. ред. А. А. Скамницкого. М., 2006. 276 с.
  8. Samokhval O. The trends of current vocational education and training reforms in luxembourg: review and analysis// Eureka : social and humanities. 2018. Iss. 2. Pp. 59–67. DOI: http://dx.doi.org/10.21303/2504-5571.2018.00575
  9. Психология труда : учебник для вузов / под ред. А. В. Карпова. М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. 352 с.
  10. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
  11. ПоваренковЮ. П. Психологическая характеристика содержания профессионального развития и его основных видов // Ярославский психологический вестник. 2009. № 25. С. 61–69.
  12. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М. : Изд‑во «Институт психологии РАН», 2013. 464 с.
  13. Мильман В. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М. : Изд-во МГУ, 1990. С. 23–43.
  14. Верещагина Л. А. Определение направленности «на себя» – «на дело» – «на взаимодействие» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / ред. Г. С. Никифоров, М. А. Дмитриева, В. М. Снетков. СПб. : Речь, 2003. С. 181–186.
  15. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб. : Питер, 2009. 384 с.
  16. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. М. : Эксмо, 2007. 416 с.
  17. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2001. 224 с.
  18. Чумаков М. В. Диагностика волевых особенностей личности // Вопр. психологии. 2006. № 1. С. 169–178.
  19. Ильин Е. П. Психология воли: учеб. пособие. СПб. : Питер, 2011. 368 с.
Опубликована: 
02.12.2019