Для цитирования:
Кузьмина Т. И. Изучение самосознания в контексте специальной психологии личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4. С. 310-313. DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-310-313
Изучение самосознания в контексте специальной психологии личности
Представлен обобщенный теоретико-практический подход, демонстрирующий необходимость исследования самосознания лиц с интеллектуальными нарушениями в рамках специальной психологии личности в контексте изучения регулятивно-поведенческих функций самосознания и реализации асоциальной направленности поведения. Подчеркнута ведущая роль внушаемости в формировании неадаптивного социального поведения таких лиц, предложены диагностические параметры оценки сензитивности субъекта к внушению при наличии интеллектуальной патологии. Отмечены такие специфические черты личностностной организации умственно отсталых, как редуцированность морально-нравственных и ценностных основ самосознания и поведения, отсутствие акмеологических предпосылок становления самосознания, сниженная способность интериоризации социальных норм, неадекватность оценки себя и своей социальной роли, нарушение индентификационных предпосылок становления личности.
1. Кузьмина Т. И. Динамика формирования Я-концепции у лиц с легкой степенью умственной отсталости : ав- тореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2009. 26 с.
2. Кузьмина Т. И. Концептуальные основы применения ситуационно-диагностических методов в профессиональной деятельности психолога // Проблемы теории и практики современной психологии : тез. докл. XII Всероссийской (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Иркутск, 2013. С. 442–445.
3. Бахтин М. М. К философии поступка. URL: http://philosophy.ru/library/bahtin/post.html (дата обращения: 14.09.2015).