самосознание

Соотношение самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций личности

С позиций субъектно-деятельностной теории С. Л. Рубинштейна и разработанного Е. И. Кузьминой рефлексивно-деятельностного подхода, выступивших методологической основой проведенного нами экспериментального исследования самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций, уточнено психологическое содержание и обосновано диалектическое единство этих центральных феноменов личности, показаны эвристические возможности их комплексного исследования для более глубокого понимания развития личности.

Изучение самосознания в контексте специальной психологии личности

Представлен обобщенный теоретико-практический подход, демонстрирующий необходимость исследования самосознания лиц с интеллектуальными нарушениями в рамках специальной психологии личности в контексте изучения регулятивно-поведенческих функций самосознания и реализации асоциальной направленности поведения. Подчеркнута ведущая роль внушаемости в формировании неадаптивного социального поведения таких лиц, предложены диагностические параметры оценки сензитивности субъекта к внушению при наличии интеллектуальной патологии.

Внутриличностная конфликтность как диспозиция в зарубежной и отечественной психолог

Рассматривается внутриличностная конфликтность как диспозиция личности. Делается попытка осмыслить конфликтность с точки зрения теории черт. Приводятся взгляды отечественных психологов на конфликтность с позиции проблемы сознания. Конфликтность рассмотрена через идею о личности, которая обладает врожденным набором предрасположенностей – реагировать устойчиво и постоянно определенным образом в различных ситуациях. Представлено положение Г. Олпорта о том, что противоположным внутренней конфликтности является качество зрелости личности.