Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Фирсова Т. Г. Использование мемов в рамках изучения будущими педагогами начальной школы дисциплин литературоведческого цикла // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 2. С. 168-177. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-2-168-177

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 19)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 17)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378:372.882

Использование мемов в рамках изучения будущими педагогами начальной школы дисциплин литературоведческого цикла

Авторы: 
Фирсова Татьяна Геннадьевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Цель: теоретически и эмпирически изучить образовательный потенциалмема в проектировании учебных материалов для высшей школы. Представлены аргументы, подтверждающие необходимость использования гипертекстуальности, мультимедийности, интерактивности, технологий эдьютейнмента в трансформации учебных материалов по литературоведческим дисциплинам в подготовке педагога начальнойшколы. Доказана необходимость дополнения линейного словесного контента преподавателя мультикультурным визуальным рядом. Переход от пассивного обучения к интерактивному обусловлен реализацией системно-деятельностного подхода, принципа DIY (do it yourself – сделать самостоятельно), дающего возможность обучающимся моделировать, создавать, программировать, проектировать собственные образовательные продукты. Представлены различные дефиниции мема в научном дискурсе – как единицы негенетической культурной информации (Р. Докинз), транслятора социокультурного кода (Н.  А.  Зиновьева), медиавируса (Д.  Рашкофф), как самостоятельного медиажанра (Д.  Кэмпа-Фигура), медиатекста (С. В. Канашина), знака-токена (M. Coeckelbergh), как объекта киберсмеховой культуры (М. Б. Ротанова, М. В. Федорова). Гипотеза: мем как смысловой конструкт, интеллектуальный инструмент, сочетающий в себе когнитивный компонент, визуальный и текстовый нарратив, удерживает внимание студентов при изучении материала, имеет позитивный эмоциональный ресурс и может рассматриваться как имплицитный инструмент повышения читательского интереса и литературной грамотности студентов. Исследование выполнено на выборке слушателей педклассов, студентов и выпускников педагогических направлений подготовки (N = 130) в возрасте от 15 до 52 лет, из которых 78% (101 чел.) женщин и 22% мужчин (29 чел.), с применением анкеты, направленной на выявление отношения к мему как средству интернет-коммуникации и образовательному ресурсу (Т. Г. Фирсова). В прикладном аспекте представленные материалы могут быть реализованы в образовательной практике высшей школы посредством применения технологии эдьютейнмента через включение в учебный процесс ситуативных кейсов, мультимедиа, интерактивных игровых элементов, использование новых жанров массовой культуры – мемов, мотиваторов, демотиваторов.

Список источников: 
  1. Плотников С. В., Швед Н. Г., Рибокене Е. В. Электронный учебник нового поколения для высшей школы: гипертекстуальность, мультимедийность, интерактив ность, эдьютейнмент // Новая реальность и современные коммуникативные технологии: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 23‒25 октября 2019 г.) / под ред. А. Я. Касюка, И. К. Харичкина. М. : Московский государственный лингвистический университет, 2020. С. 167‒175.
  2. Фирсова Т. Г. Технологии deschooling в воспитании талантливого читателя // Воспитание школьников. 2021. № 7. С. 59‒66.
  3. Методические рекомендации по реализации Всероссийского культурно-образовательного проекта «Культурный норматив школьника». URL: http://www.mincult.saratov.gov.ru/upload/files/files/28445094.pdf (дата обращения: 01.02.22).
  4. Букатов В. М. Клиповые изменения в восприятии, понимании и мышлении современных школьников – досадное новообразование постиндустриального уклада или долгожданная реанимация психического естества? // Актуальные проблемы психологического знания. 2018. № 4 (49). С. 5–19.
  5. Блинова О. А., Горбунова Ю. А. Философские мемы в контексте цифровизации образования // Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 1 (30). С. 29-36. https://doi.org/10.21777/2500-2112-2020-1-29-36
  6. Фирсова Т. Г. Творческий зачет в системе подготовки учителя начальных классов (из опыта преподавания дисциплины «Выразительное чтение») // Вопросы педагогики. 2020. № 6-2. С. 269‒274.
  7. Букатов В. М. В ногу с возрастом и современностью: интерактивность эдьютейнмента и социальных сетей на службе у обучения взрослых // Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. / ред. А. А. Симонова, С. Л. Фоменко, Н. Н. Давыдов. Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2017. С. 164–169.
  8. Thomas B. Meme Manual: A Cybernaut’s User’s Guide to Mind Viruses. URL: http://asocial.narod.ru/en/articles/memes.htm (дата обращения: 08.03.22).
  9. Рашкофф Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / пер. с англ. Д. Борисов. М. : Ультра.Культура, 2003. 368 с.
  10. Кэмпа-Фигура Д. (Интернет-)мем как новый медиажанр. Постановка вопроса // Медиалингвистика. 2019. Т. 6, № 1. С. 103–121. https://doi.org/10.21638/spbu22.2019.108
  11. Канашина С. В. Интернет-мем как медиатекст // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2019. Т. 19, вып.1. С. 107‒112. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2019-19-1-107-112
  12. Coeckelbergh M. When Machines Talk: A Brief Analysis of Some Relations between Technology and Language // Technology and Language. 2020. Vol.1, iss.1. P. 28–33. https://doi.org/10.48417/technolang.2020.01.05
  13. Моисеенко Л. В. Интернет-мем как единица социально-культурного контента // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Языкознание и литературоведение. 2015. № 27 (738). С. 104‒114.
  14. Зиновьева Н. А. Трансляция социокультурных кодов в создании информационного продукта: анализ интернетмемов : дис. … канд. социол. наук. СПб., 2016. 203 с.
  15. Ротанова М. Б., Федорова М. В. Интернет-мем и киберсмеховая культура в современном обществе // Социальные коммуникации: наука, образование, профессия. 2019. № 1. С. 248‒253.
  16. Чудинова О. А. Интернет-мем как «ключ» к русской классике // Научно-методическая работа в образовательной организации. 2021. № 1 (9). С. 10‒12.
  17. Жиндеева Е. А., Уткина Т. В., Дудоладов Д. Н. Использование мемов в методике обучения литературе: возможности и риски // NovaInfo.Ru. 2021. № 129. С. 64‒66.
  18. Орлова В. Р., Кублицкая О. В. Роль инфографики и мемов в изучении истории зарубежной литературы в образовательной организации высшего образования: новые подходы к визуализации // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2018. № 2. С. 299‒305.
  19. Ножкина А. Нескучная классика: как увлечь подростков литературой. URL: https://pedsovet.org/article/neskucnaa-klassika-kak-uvlec-podrostkov-lit... (дата обращения: 04.02.22).
  20. Гуремина Н. В., Путинцева Л. В. Эдьютейнмент как эффективная технология развития творческого потенциала личности в учебном процессе // Modern Research of Social Problems. 2016. № 3-2 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/edyuteynment-kak-effektivnayatehnologi... (дата обращения: 20.03.2022).
  21. Раппопорт Р. В. Читай не хочу. Что мешает ребенку полюбить книги. М. : Individuum, 2021. 256 с.
Поступила в редакцию: 
15.01.2022
Принята к публикации: 
10.03.2022
Опубликована: 
30.06.2022
Краткое содержание:
(загрузок: 11)