Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Матюшкина А. А., Кеберлинская Ф. С. Интеллектуальный диалог в творческом мышлении (на материале анализа создания изобретений) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 2. С. 141-153. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-2-141-153

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 219)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 146)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.955

Интеллектуальный диалог в творческом мышлении (на материале анализа создания изобретений)

Авторы: 
Матюшкина Анна Алексеевна, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Кеберлинская Фидан Самир гызы, Бакинский филиал Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
Аннотация: 

Одной из актуальных тем в психологии мышления выступает изучение условий успешного решения творческих задач и проблем, к числу которых относится интеллектуальный диалог. В данном контексте с позиций теории проблемных ситуаций, структурно-уровневой теории проведено эмпирическое исследование интеллектуального диалога в творческом мышлении как условия успешного решения проблем. Цель: изучение форм и функций интеллектуального диалога на разных этапах решения творческих проблем. Гипотезы: функции и формы интеллектуального диалога связаны с этапом решения творческой проблемы; значимые для достижения решения личностные характеристики субъектов – соавторов интеллектуального диалога определяются спецификой процесса решения творческой проблемы. Исследование выполнено на выборке изобретателей – разных специалистов в научно-технической области из Азербайджана и России, обладателей патентов (N = 17) в возрасте от 42 до 80 лет (среди них 65% мужчин и 35% женщин) – с применением авторской методики (Ф. С. Кеберлинская, А. А. Матюшкина) оценки форм и функций интеллектуального диалога с помощью «ролей» мыслящих личностей (Ч. М. Гаджиев) по отношению к процессу создания собственных изобретений на разных его этапах. Для диагностики личностных характеристик применялись «Пятифакторный опросник личности» (Robert R. McCrae, Paul T. Costa, в адаптации А. Б. Хромова), тест К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» (Kenneth W. Thomas, Ralph H. Kilmann, в адаптации Н. В. Гришиной). Показано, что в решении творческих проблем, завершающихся созданием изобретения на уровне открытия в научно-технической области и его реализацией на практике, интеллектуальный диалог выполняет разные функции в зависимости от этапа решения: на этапе постановки проблемы для автора идеи значим внутренний диалог, выполняющий функцию понимания смысла проблемы как потенциально решаемой; на этапах выдвижения гипотез, разработки окончательных вариантов решения существенна роль внешнего диалога, выполняющего функцию предоставления дополнительной информации и ее синтеза из разных областей знания.

Список источников: 
  1. Alexander L., van Knippenberg D. Teams in pursuit of radical innovation: A goal orientation perspective // Academy of Management Review. 2014. Vol. 39, iss. 4. P. 423–438. https://doi.org/10.5465/amr.2012.0044
  2. Van Knippenberg D. Team innovation // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2017. Vol. 4, iss.1. P. 211–233. https://doi.org/10.1146/ annurev-orgpsych-032516-113240
  3. Baer M. Putting creativity to work: The implementation of creative ideas in organizations // Academy of Management Journal. 2012. Vol. 55, iss. 5. P.1102–1119. https:// doi.org/10.5465/amj.2009.0470
  4. Grant A. M., Berry J. W. The necessity of others is the mother of invention: Intrinsic and prosocial motivations, perspective taking, and creativity // Academy of Management Journal. 2011. Vol. 54, iss.1. P. 73–96. https://doi.org/10.5465/amj.2011.59215085.
  5. Perry-Smith J. E. & Mannucci P. V. From creativity to innovation: The social network drivers of the four phases of the idea journey // Academy of Management Review. 2017. Vol. 42, iss. 1. P. 53–79. https://doi.org/10.5465/amr.2014.0462
  6. Qu X., Liu X. How Can Creative Ideas Be Implemented? The Roles of Leader Performance-Prove Goal Orientation and Boundary-Spanning Strategy // Creativity Research Journal. 2021. Vol. 33, iss. 4. pp. 411‒423. https://doi.org/10.1080/10400419.2021.1943135.
  7. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. 352 с.
  8. Брушлинский А. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение (анализ через синтез в процессе диалогического решения задач). 2-е дораб. изд. Самара : Самар. Дом печати, 1999. 128 с.
  9. Тихомиров О. К. Психология мышления. М. : Академия, 2008. 288 с.
  10. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учеб. пособие. М. : Международные отношения, 2017. 226 с.
  11. Топольская Т. А. О понятии «диалог» в психологических исследованиях общения и консультативной практике (часть 1) // Консультативная психология и психотерапия. 2011. Т. 19, № 4. С. 69‒90.
  12. Кучинский Г. М. Психологический анализ содержания диалога при совместном решении мыслительных задач // Психологические исследования общения / под ред. Б. Ф. Ломова. М. : Наука, 1985. С. 252‒264.
  13. Усманова Э. З. Мотивационно-эмоциональная регуляция мышления в условиях интеллектуального конфликта. Ташкент : Укитувчи, 1993. 104 с.
  14. Джакупов С. М. Психология познавательной деятельности. Алма-Ата : Изд-во КазГу, 1992. 195 с.
  15. Копылов С. О. Идеи Я. А. Пономарева и диалогокультурологический подход в психологии творчества // Творчество в современном мире: человек,общество, технологии: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Я. А. Пономарева (26‒27 сентября 2020 г.) / под общ. ред. Д. В. Ушакова, И. Ю. Владимирова, А. А. Медынцева. М. : Институт психологии РАН, 2020. С. 25‒26.
  16. Гаджиев Ч. М. Организация коллективного изобретательства // Исследование проблем психологии творчества / отв. ред. Я. А. Пономарев. М. : Наука, 1983. С. 266‒279.
  17. Пономарев Я. А., Гаджиев Ч. М. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач // Исследование проблем психологии творчества / отв. ред. Я. А. Пономарев. М. : Наука, 1983. С. 279‒ 296.
  18. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: учеб.-метод. пособие. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000. 23 с.
  19. Киршева Н. В., Рябчикова Н. В. Психология личности : тесты, опросники, методики. М. : Геликон, 1995. 236 с.
  20. Матюшкина А. А. Феноменология решения творческой проблемы // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 3. С. 46‒58.
  21. Ревеш Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание // Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / под ред. А. М. Матюшкина, А. А. Матюшкиной. М. : Омега-Л ; ЧеРо ; МПСИ, 2008. 336 с.
  22. Корнилова Т. В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. СПб. : Нестор-История, 2016. 344 с.
  23. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М. : Смысл, 2015. 334 с.
  24. McCrae R. R. Creativity, divergent thinking and openness to experience // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 52, iss. 6. P. 1258‒1265.
  25. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности / пер. с фр. М. : Когито-Центр, 2009. 215 с.
  26. Lubart T. L., Sternberg R. J. An investment approach to creativity: Theory and data // Smith S. M., Ward T. B., Finkle R. A., eds. The Creative Cognition Approach. Cambridge (MA) : MIT Press, 1995. P. 271‒302.
  27. Загорная Е. В. Взаимосвязь ментального опыта и дивергентной продуктивности в рамках исследования личностно-смысловой диспозиции // Современные проблемынауки и образования. 2014. № 6. URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=15664 (дата обращения: 19.11.21).
  28. Ильиных А. Е., Асанова Н. В. Специфика связи самоактуализации и психометрической креативности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 1 (21). С. 80‒84. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2017-6-1-80-84
  29. Матюшкина А. А. Открытость новому опыту как личностная предпосылка творческого мышления // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2014. № 3. С. 32‒43.
  30. Kirton M. J. Adaptors and innovators – Why new initiatives get blocked // Long Range Planning. 1984. Vol. 17, iss. 24. P. 179‒198.
  31. Яголковский С. Р. Психология креативности и инноваций: учеб. пособие. М. : Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. 157 с.
Поступила в редакцию: 
23.01.2022
Принята к публикации: 
10.03.2022
Опубликована: 
30.06.2022
Краткое содержание:
(загрузок: 69)