Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Кудинов С. И., Кудинов С. С., Михеева А. В. Индивидуальные особенности проявления стрессоустойчивости в контексте самоактуализации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4. С. 341-348. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-341-348

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 131)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.923.2

Индивидуальные особенности проявления стрессоустойчивости в контексте самоактуализации личности

Авторы: 
Кудинов Сергей Иванович, Российский университет дружбы народов
Кудинов Станислав Сергеевич, Российский университет дружбы народов
Михеева Анастасия Валерьевна, Российский университет дружбы народов
Аннотация: 

Представлены результаты эмпирического исследования, выпол- ненного на выборке респондентов, оставшихся временно безра- ботными. Цель исследования, представленного в данной статье, – выделение индивидуальных предикторов проявления стрессо- устойчивости и определение ее значимости для самоактуализации личности. Методологической базой исследования выступили тео- рия интегральной индивидуальности Ф. С. Мерлина, Б. А. Вяткина и теория самоактуализации личности. Согласно теории В. С. Мер- лина, личность раскрывается через понимание человека как ин- тегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязи ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Структура личности представляется как взаимная связь и организация свойств личности. Эмпирически установлено, что уровни проявления стрессоустойчивости лично- сти обусловлены совокупностью выраженности индивидуальных и личностных характеристик, таких как свойства темперамента и тревожность. Самоактуализация респондентов с разным уровнем стрессоустойчивости имеет отличительные особенности, что ука- зывает на некоторую зависимость этих феноменов, где стрессо- устойчивость выступает одним из предикторов самоактуализации личности. Установлено, что индивидуальными предикторами про- явления стрессоустойчивости в выборке респондентов с ее низким уровнем выступают тревожность, эмоциональность и низкая пла- стичность; активность, пластичность и более низкая эмоциональ- ность выступают индивидуальными предикторами проявления стрессоустойчивости в выборке респондентов с высоким уровнем стрессоустойчивости. В заключение сделан вывод о роли стрессо- устойчивости как одного из предикторов самоактуализ ации лич- ности в период ситуативных жизненных трудностей.

Список источников: 

1. Аминев H. A., Изюмова С. А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы человека // Вопр. психологии. 2000. № 5. С. 128–133.

2. Милерян Е. А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора // Очерки психологии труда оператора. М., 1974. С. 5–82.

3. Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1997. 432 с.

4. Маленова А. Ю. К вопросу о когнитивной оценке личностью стрессогенной ситуации (на примере ситуации экзамена) // Психология в вузе. 2008. № 3. С. 50–61.

5. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., 2001. 260 с.

6. Плахтиенко В. А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. М., 1985. 213 с.

7. Арсланьян В. Как пережить экзамены? // Математика. Приложение к газете «Первое сентября». 2007. № 9. С. 19–26.

8. Черникова О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. М., 1980. 104 с.

9. Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии. 2000. № 2. С. 149–155.

10. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., 1981. 112 с.

11. Небылицын В. Д. Избранные психологические труды. М., 1990. 408 с.

12. Саперова Е. В. Изучение функционирования сердечнососудистой системы студентов в условиях экзаменационного стресса с учетом индивидуальных психологических и биологических особенностей : дис. … канд. биол. наук. Чебоксары, 2008. 226 с.

13. Теплов Б. М. Избр. тр. : в 2 т. М., 1985. 385 с.

14. Абабков В. А. Защитные психологические механизмы и копинги : анализ взаимоотношений. СПб., 2004. 158 с.

15. Амирхан Д. Фактор аналитического измерения копингов : показатель копинг-стратегий. М., 1990. 98 с.

16. Лазарус Р. С. Транзактная теория и научное исследование эмоции и копинга. М., 1987. 67 с.

17. Сирота Н. А., Ялтонский В. М., Лыкова Н. М. Базисные копинг-стратегии у подростков 11–12 лет из неблагополучной и благополучной среды // Вопр. наркологии. 2003. № 1. С. 36–46.

18. Фолкман С. Персональный контроль, стресс и копингпроцессы. М., 1984. 54 с.

19. Бодров В. А. Психологический стресс : развитие и преодоление. М., 2006. 528 с.

20. Андреева А. А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов : дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2009. 219 с.

21. Баранов А. А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. Ижевск, 1997. 108 с.

22. Хуторная М. Л. Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний : дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2007. 182 с.

23. Мерлин В. С. Темперамент как фактор трудовой деятельности // Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. Пермь, 1973. С. 148–167.

24. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. 424 с.

Опубликована: 
29.12.2017