Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Вьюшкина Е. Г., Щербакова О. В. Индивидуальная образовательная траектория: основания для выбора элективных дисциплин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 2. С. 112-119. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-2-112-119

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 16)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 18)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378. 147

Индивидуальная образовательная траектория: основания для выбора элективных дисциплин

Авторы: 
Вьюшкина Елена Григорьевна, Саратовская государственная юридическая академия
Щербакова Ольга Васильевна, Саратовская государственная юридическая академия
Аннотация: 

Обучение по индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) является одним из ключевых факторов развития современного российского образования, что обусловливает актуальность изучения вопросов внедрения индивидуальной образовательной траектории в учебные процессы вузов. Цель: определение уровня осведомленности студентов о возможностях индивидуальной образовательной траектории и выяснение факторов, влияющих на их выбор. Исследование выполнено на выборке студентов первого курса Саратовской государственной юридической академии (N = 1325, возраст 16–18 лет, юноши – 38,2%, девушки – 61,8%), обучающихся по программам бакалавриата и специалитета. Применена авторская анкета (Е. Г. Вьюшкина, О. В. Щербакова), направленная на изучение осведомленности студентов о возможностях индивидуальной образовательной траектории и их предпочтений при ее выборе. Показано, что степень осведомленности студентов об обучении по индивидуальной образовательной траектории достаточно высока, но требуются дополнительные разъяснения по поводу ее преимуществ и возможностей. Необходимо, во-первых, расширить список источников информации об индивидуальной образовательной траектории (официальный сайт вуза, деканаты, кураторы, тьюторы, преподаватели, письменные источники), во-вторых, структурировать процедуру выбора элективных дисциплин и, в-третьих, разработать план мероприятий, проводимых в первом семестре первого курса, для формирования у первокурсников навыков осознанного выбора. Постоянный мониторинг обучения по индивидуальной образовательной траектории (анкетирование студентов и преподавателей, наблюдение, интервьюирование) предоставит материалы для продолжения исследования по нескольким направлениям: 1) анализу накопленного материала для обеспечения качественного результата обучения; 2) более глубокому изучению факторов, влияющих на выбор элективных дисциплин; 3) изучению возможностей цифровых технологий для формирования индивидуальной образовательной траектории.

Список источников: 
  1. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования.  2021. URL: http://static.government.ru/media/files/ GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2zMB9NBFAa9.pdf (дата обращения: 10.02.2022).
  2. Козырева О. А. Проектирование индивидуального образовательного маршрута студентов вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 7 (160). С. 10‒16.
  3. Шаталова А. О. Подход к проектированию индивидуальной траектории обучения студента в высшей школе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. Т. 15, № 1. С. 103‒108. https://doi. org/10.17238/issn1998-5320.2021.15.1.12
  4. Анцупова С. Г., Парникова Г. М. Индивидуальная образовательная траектория ‒ будущее образовательного процесса в вузе // Перспективы науки. 2021. № 5 (140). С. 177‒179.
  5. Косарева С. А. Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов в учебном проекте посредством разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 207–211. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-2-207-211
  6. Сазонов Б. А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 6. С. 35‒50. https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2019-29-6-35-50
  7. Дробязкин Р. С., Медведев Д. В. Индивидуальная образовательная траектория, польза и вред // Modern Science. 2021. № 2-2. С. 237‒242.
  8. Воробьева М. С., Перевалова М. Н. Диагностика предпочтений студентов при проектировании индивидуальных образовательных траекторий // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании : материалы V Междунар. науч. конф. (Красноярск, 21‒24 сентября 2021 г.): в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. М. В. Носкова. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2021. С. 60‒63.
  9. Лопатина Н. В. Элективные дисциплины: что предложить студенту? // Культура и образование. 2018. № 3 (30). С. 45‒51.
  10. Сулейманова О. А., Водяницкая А. А. Элективный курс как инновационная образовательная среда // Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2019. № 2 (34). С. 77‒83. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2019.34.2.08
  11. Евсеева А. М. Реализация индивидуальной образовательной траектории для развития аудитивных умений студентов неязыкового вуза в условиях смешанного обучения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, № 2. С. 250‒254. https://doi.org/10.30853/fi lnauki.2019.2.54
  12. Игнатов С. Б. Индивидуальные образовательные траектории в вузе: проблема моделирования содержательной основы // Перспективы науки. 2021. № 2 (137). С. 118‒123.
  13. НикифороваЮ. О.,КоролеваВ. А.Индивидуальная образовательная траектория как обязательный элемент деятельности вуза // Вопросыпедагогики. 2020. № 8-2. С. 85‒88.
  14. Глотова М. И. Анализ опыта цифровой трансформации отечественного высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1. С. 23. https://doi.org/10.17513/spno.30503
  15. Положение об обучении по индивидуальной образовательной траектории в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Саратовская государственная юридическая академия». URL: http://www.xn--80af5bzc.xn--p1ai/documents/polojenia/2021/polojenie_ob_I... (дата обращения: 10.02.2022).
  16. Кабанова Л. А., Шкунова А. А. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 339‒343.
  17. Трофимова Е. А., Черчик И. В. Системно-деятельностный подход при формировании индивидуальной образовательной траектории // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 2 (42). С. 147‒153.
  18. Sinha A., Panchamia J., Sachan A., Guru S. Choice of electives among management students in India: A conjoint analysis // The International Journal of Management Education. 2021. Vol. 19, iss. 3. Article 100557. https:// doi.org/10.1016/j.ijme.2021.100557
  19. Игнатов С. Б. Использование технологии форсайт в подготовке студентов вуза к обучению в формате «Индивидуальная образовательная траектория» // Перспективы науки. 2021. № 4 (139). С. 142‒146.
  20. Тимошкина М. В., Айварова Н. Г. Индивидуальный образовательный маршрут по формированию гибких навыков в условиях высшего образования // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 467‒471. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2021.56.378
  21. Ting D. H., Lee C. K. C. Understanding students’ choice of electives and its implications // Studies in Higher Education. 2012. Vol. 37, iss. 3. P. 309‒325. https://doi.org/10.1080/03075079.2010.512383
  22. Clayson D. E. Student perception of instructors: The effect of age, gender and political leaning // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2020. Vol. 45, iss. 4. P. 607‒616. https://doi.org/10.1080/02602938.2019.1679715
  23. Рожкова К. В., Рощин С. Ю. Влияние некогнитивных характеристик на выбор траекторий в высшем образовании: взгляд экономистов // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 138–167. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-138-167
  24. Куприянов Р. Б., Агранат Д. Л., Сулейманов Р. С. Использование технологий искусственного интеллекта для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021. Т. 18, № 1. С. 27–35. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-1-27-35
  25. Дробязкин Р. С. Определение параметров для создания программного обеспечения, для составления индивидуальной образовательной траектории // Modern Science. 2021. № 4-3. С. 505‒511. 
Поступила в редакцию: 
13.01.2022
Принята к публикации: 
10.03.2022
Опубликована: 
30.06.2022
Краткое содержание:
(загрузок: 11)